Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2010 по делу N А42-9639/2009 Поскольку при рассмотрении дела о признании незаконным отказа инспекции Гостехнадзора в регистрации плавающего снегоболотохода суд не учел факт непредставления ОАО в инспекцию всех документов, подтверждающих право собственности на спорную технику, и не принял во внимание факт отсутствия в договоре купли-продажи, спецификации, счете-фактуре, платежном поручении сведений о заводском номере машины, двигателя и коробки передач, при новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать и оценить данные обстоятельства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2010 г. по делу N А42-9639/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А., при участии от открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада“ Караулова А.Б. (доверенность от 02.09.2009), от Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области Лотарева А.В. (доверенность от 01.10.2010), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.02.2010 (судья Соломонко Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного
апелляционного суда от 22.06.2010 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А42-9639/2009,

установил:

Открытое акционерное общество “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада“ в лице филиала ОАО “МРСК Северо-Запада“ Колэнерго“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области (далее - Инспекция) в регистрации самоходной техники - транспортера ТТМ-5 1981 года выпуска, заводской номер машины (рамы) 68110052Б, двигатель N 678965, коробка передач N 8109064Б.

Решением суда от 25.02.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010, заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Инспекции в регистрации самоходной техники ТТМ-5 Транспортер 1981 года выпуска, заводской номер машины (рамы) 68110052Б, двигатель N 678965, коробка передач N 8109064Б, а также обязал Инспекцию совершить действия по ее регистрации.

В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 25.01.2007 N 22/01-07 открытое акционерное общество “Колэнерго“ (далее - ОАО “Колэнерго“) приобрело у общества с ограниченной ответственностью ПРП “Энергоспецмонтаж“ плавающий снегоболотоход МТЛБ.

На основании решения общего собрания акционеров от 24.12.2007 ОАО “Колэнерго“ было реорганизовано в форме присоединения к Обществу.

Общество 01.02.2008 обратилось в Инспекцию для государственной регистрации приобретенного плавающего снегоболотохода МТЛБ. Инспекция отказала
Обществу в регистрации транспортного средства в связи с тем, что все отпечатанные в паспорте самоходной машины (далее - ПСМ) данные по агрегатам не соответствуют фактическим.

После устранения недостатков Общество вновь обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного транспортного средства. Инспекция 07.10.2009 отказала в регистрации транспортного средства в связи с отсутствием в ПСМ записи о том, что заявитель является собственником, владельцем машины.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 “О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“ (далее - постановление N 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака “Транзит“ или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с пунктом 4 постановления N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или
физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 “О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации“ (далее - постановление N 460) с 1 сентября 1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Пунктом 2.8.6.2 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 16.01.1995 (далее - Правила), предусмотрено, что при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью первой пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в пункте 2.8.6.1 настоящих Правил.

Пунктом 2.8.6.1 этих Правил установлено, что документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого
решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.

В соответствии с пунктом 3.22 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995 и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 28.06.1995 (далее - Положение о паспорте), раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами.

Из материалов дела следует, что Общество представило в регистрирующий орган совместно с заявлением паспорт самоходной машины серии ТС N 305761; договор купли-продажи от 25.01.2007 N 22/01-07, счет-фактуру от 10.04.2007 N 22-/01/07; товарную накладную от 10.04.2007 N 22-01/07; акт приема-передачи объекта основных средств от 17.04.2007 N 715.

Исследовав представленные материалы, суды сделали вывод о том, что представленный пакет документов является достаточным для регистрации транспортного средства, а также подтверждает право собственности Общества на транспортер ТТМ-5.

Однако судами не учтено, что Обществом были представлены в Инспекцию не все документы, указанные в пункте 2.8.6.1 Правил.

Из материалов дела следует, что заявление подано на регистрацию транспортера ТТМ-5. На эту же технику выдан паспорт самоходной машины.

Однако в договоре купли-продажи от 25.01.2007, спецификации, являющейся приложением к договору, товарной накладной от 10.04.2007, счете-фактуре от 10.04.2007 и платежном поручении от 13.04.2007 N 02445 транспортер ТТМ-5 в качестве купленной машины не указан. Во всех этих документах значится “плавающий снегоболотоход МТЛБ“ без указания заводского номера машины (рамы), двигателя и коробки передач.

Судами не дано обоснований, почему они пришли
к выводу, что “плавающий снегоболотоход МТЛБ“, в отношении приобретения которого представлены указанные документы, является заявленным транспортером ТТМ-5 1981 года выпуска, заводской номер машины (рамы) 68110052Б, двигатель N 678965, коробка передач N 8109064Б.

Также судами не дано оценки доводам Инспекции о том, что Обществом к осмотру был предъявлен не плавающий снегоболотоход МТЛБ и не транспортер ТТМ-5, а многоцелевой тягач легкий бронированный МТЛБ.

Не исследован судом и вопрос о том, что в нарушение пункта 3.22 Положения о паспорте, в паспорте самоходной машины не указано не только Общество либо его правопреемник, но даже ООО “Энергоспецмонтаж“, являвшееся продавцом спорной техники. Приведенный судом апелляционной инстанции довод о неправомочности таможенного органа засвидетельствовать подлинность сведений об изменении собственников не может служить достаточным основанием для признания Общества собственником указанной в паспорте машины.

Таким образом, выводы, содержащиеся в решении и постановлении судов, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.

При новом рассмотрении суду надлежит исследовать все приведенные сторонами доводы, оценить представленные доказательства и вынести законное и обоснованное решение.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А42-9639/2009 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

Председательствующий

Т.В.КЛИРИКОВА

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ