Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2010 по делу N А56-2615/2010 Суд отказал ПФ РФ во взыскании с крестьянского хозяйства (КХ) штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, придя к выводу об отсутствии у фонда оснований для исчисления штрафа от установленного размера фиксированного платежа, поскольку ПФ РФ не представил доказательств использования КХ в спорном периоде наемного труда и осуществления выплат наемным физическим лицам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2010 г. по делу N А56-2615/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Корабухиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приозерском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2010 по делу N А56-2615/2010 (судья Глумов Д.А.),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приозерском районе Ленинградской области (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с крестьянского хозяйства Ф.И.О. 257 рублей 60
копеек штрафа на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год.

Решением суда первой инстанции от 07.04.2010 во взыскании штрафа отказано. В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда от 30.06.2009 N 517 крестьянское хозяйство Громкова В.И. привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 257,6 руб. штрафа. При вынесении решения Управление Пенсионного фонда исходило из того, что крестьянское хозяйство как юридическое лицо - страхователь в нарушение статьи 11 Закона N 27-ФЗ неправомерно не представило в установленный Законом N 27-ФЗ срок (до 02.03.2009) сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год.

Требование об уплате штрафа в срок до 18.07.2009 крестьянское хозяйство Громкова В.И. не исполнило, поэтому Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал во взыскании штрафа, придя к выводу о недоказанности Управлением Пенсионного фонда наличия оснований для привлечения крестьянского хозяйства к ответственности, предусмотренной третьим абзацем статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

Кассационная инстанция,
рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления Пенсионного фонда.

До вступления в силу части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ правовые основы создания крестьянских хозяйств определялись Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались как юридические лица.

С 1 января 1995 года введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Пунктом 2 статьи 23 ГК РФ установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Исходя из этого правила в статье 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ предусмотрена обязанность крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в качестве юридических лиц), привести свой правовой статус в соответствие с нормами части первой названного Кодекса.

В статье 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ (далее - Закон N 74-ФЗ) также указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В то же время в пункте 3 статьи 23 Закона N 74-ФЗ предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010. Этот срок продлен Федеральным законом от 30.10.2009 N
239-ФЗ “О внесении изменения в статью 23 Федерального закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ на три года, а именно до 01.01.2013.

Несмотря на предоставленное крестьянским (фермерским) хозяйствам право сохранения до определенного периода времени правового статуса юридического лица, на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Закона N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств и глава хозяйства, как один из его членов, являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование. При этом действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании не предусматривает обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за членов крестьянского (фермерского) хозяйства как за работников хозяйства, поскольку указанные лица не приравниваются к работникам данного юридического лица.

В статье 28 Закона N 167-ФЗ установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Закона, в том числе индивидуальные предприниматели. Порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Названные Правила распространяются как на глав крестьянских (фермерских) хозяйств,
так и на других членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. Такой порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.

Составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании является Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, который устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. В абзаце 8 статьи 1 Закона N 27-ФЗ указано, что индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Понятия “страхователь“ и “физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы“ определены в статье 1 Закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся юридические лица (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом N 167-ФЗ), крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии с нормой абзаца пятого статьи 1 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ, признаются застрахованными лицами как физические лица, самостоятельно
уплачивающие страховые взносы.

В подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.

Перечисленные сведения в соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона N 27-ФЗ;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

То есть Законом N 27-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сведений и случаев, при которых физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять их в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 10 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.

Согласно пункту 2 статьи 11 названного Закона обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя. Крестьянское хозяйство может быть отнесено к категории “страхователь“ в соответствии с Законом N 27-ФЗ только в том случае, если оно осуществляет прием на работу
по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Как указано в части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В данном случае наличие названных обстоятельств Управлением Пенсионного фонда не доказано и материалами дела не подтверждено. В акте проверки и принятом Управлением Пенсионного фонда решении не указано, в отношении каких лиц крестьянское хозяйство Громкова В.И. не представило необходимые сведения; какие документы или иные сведения подтверждают обстоятельства вмененного крестьянскому хозяйству правонарушения.

Управление Пенсионного фонда подало заявление о взыскании штрафа с крестьянского хозяйства Громкова В.И. как с юридического лица, ссылаясь в том числе на то, что крестьянское хозяйство имеет десятизначный индивидуальный номер налогоплательщика, который присваивается юридическим лицам. Однако сумма взыскиваемого штрафа исчислена Управлением Пенсионного фонда исходя из размера страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в виде фиксированного платежа, подлежащих уплате Громковым В.И. как главой крестьянского хозяйства. Между тем страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают индивидуальные предприниматели, а юридические лица не являются плательщиками страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Поскольку Управление Пенсионного фонда не представило доказательства использования крестьянским хозяйством Громкова В.И. в 2008 году наемного труда и осуществления выплат наемным физическим лицам, суд правильно указал на отсутствие у Управления Пенсионного фонда оснований для исчисления суммы штрафа от установленного размера фиксированного платежа.

Доводы, приведенные Управлением Пенсионного фонда в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права и направлены на переоценку доказательств
и установленных судом фактических обстоятельств дела.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.

Кассационная жалоба Управления Пенсионного фонда отклоняется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2010 по делу N А56-2615/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приозерском районе Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи

В.В.ДМИТРИЕВ

Л.И.КОРАБУХИНА