Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.08.2010 по делу N А21-11991/2009 ИФНС неправомерно отказала ООО в возмещении НДС, указав на необоснованное включение в состав вычетов сумм названного налога, исчисленного с авансовых платежей, полученных ООО до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет выполнения подрядных работ в период применения им УСН, поскольку возврат НДС покупателям путем зачета, при наличии согласия сторон при изменении цены договора в сторону ее уменьшения, а предварительной оплаты стоимости работ в сторону увеличения, соответствует НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2010 г. по делу N А21-11991/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Асмыковича А.В. и Дмитриева В.В., рассмотрев 02.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2009 (судья Карамышева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 (судьи Протас Н.И., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А21-11991/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “РегионСтройСервис“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N
9 по городу Калининграду (далее - инспекция) от 08.06.2009 N 792 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и решения инспекции от 08.06.2009 N 23182 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда первой инстанции от 22.12.2009 признано недействительным решение инспекции от 08.06.2009 N 23182 в части: предложения обществу уплатить 317 289 руб. 44 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2008 года; предложения обществу уплатить 8672 руб. 11 коп. пеней с предоставлением налоговой инспекции права проведения перерасчета пени с учетом решения суда; привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в взыскания 44 088 руб. 20 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 5 статьи 346.25 НК РФ, просит отменить решение от 22.12.2009 и постановление от 05.04.2010, в удовлетворении требований обществу отказать. По мнению подателя жалобы, Налоговый кодекс Российской Федерации четко регламентирует условия перехода организаций на упрощенную систему налогообложения и не предусматривает возможности замены возврата сумм НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения предварительной оплатой стоимости работ.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в
кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, общество с 01.01.2009 применяет упрощенную систему налогообложения на основании уведомления инспекции от 24.11.2008 N 88/9 о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Общество 20.01.2009 представило в инспекцию декларацию по НДС за IV квартал 2008 года, в которой указало сумму исчисленного НДС (617 480 руб.), налоговые вычеты по налогу (в том числе 340 179 руб., код строки 320) и заявило к возмещению из бюджета 2 606 руб. НДС.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации, в ходе которой установила, что в составе налоговых вычетов по НДС общество включило сумму налога (340 179 руб.), уплаченную в бюджет с сумм авансовых платежей, полученных до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет выполнения работ (оказания услуг) в период применения обществом упрощенной системы налогообложения. Поскольку при переходе на упрощенную систему налогообложения общество не возвратило НДС покупателям, инспекция пришла к выводу, что налоговые вычеты за IV квартал 2008 года в сумме 340 179 руб. в нарушение пункта 5 статьи 171 и пункта 5 статьи 346.25 НК РФ заявлены налогоплательщиком необоснованно.

По результатам проверки инспекция составила акт от 05.05.2009 N 3541 и приняла решения от 08.06.2009 N 792 и N 23182. По решению от 08.06.2009 N 792 инспекция отказала обществу в возмещении 2 606 руб. НДС, в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по налогу в сумме 340 179 руб. Решением инспекции от 08.06.2009 N 23182 общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 44 088 руб. 20 коп.
штрафа, ему доначислено и предложено уплатить 337 573 руб. НДС и начислены пени.

Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области решением от 17.07.2009 N АФ-11-03/08699, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оставило решения инспекции от 08.06.2009 N 792 и N 23182 без изменения.

Считая решения инспекции от 08.06.2009 N 792, 23182 незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Согласно пункту 5 статьи 346.25 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.

Суды установили и материалами
дела подтверждается, что общество в декабре 2008 года заключило дополнительные соглашения с тремя контрагентами - обществами с ограниченной ответственностью “Пятый элемент“ (далее - ООО “Пятый элемент“), “Архитектурная мастерская Башина А.В.“ (далее - ООО “Архитектурная мастерская Башина А.В.“), “Строительство и инвестиции“ (далее - ООО “Строительство и инвестиции“) - об изменении стоимости подрядных работ на суммы уплаченного НДС по авансовым платежам. Общество и три указанные организации также подписали акты о зачете полных сумм перечисленных авансов, с которых общество уплатило НДС в бюджет, в счет предварительной оплаты работ без НДС. Эти соглашения сторон по гражданско-правовым договорам исключили необходимость связанных с возвратом НДС покупателям взаимных денежных расчетов через расчетные счета.

По дополнительному соглашению с ООО “Пятый элемент“ к договору подряда от 28.09.2007 N 25-07-СП стороны внесли изменения по сумме стоимости работ в сторону ее уменьшения и исключили НДС, а также подписали акт зачета взаимных требований на сумму 215 886 руб., составляющую НДС, подлежащий возврату ООО “Пятый элемент“. По дополнительному соглашению с ООО “Архитектурная мастерская Башина А.В.“ к договору на выполнение проектных работ от 30.11.2007 N П18-07-РП стороны изменили стоимость работ в сторону ее уменьшения и составили акт зачета взаимных требований, согласно которому произведен зачет НДС в сумме 36 894 руб. 60 коп., подлежащий перечислению ООО “Архитектурная мастерская Башина А.В.“, в счет увеличения предварительной оплаты стоимости работ общества по этому договору на ту же сумму. По дополнительному соглашению с ООО “Строительство и инвестиции“ к договору подряда от 04.08.2008 N СП.03.08 стороны изменили стоимость работ в сторону их уменьшения и составили акт зачета суммы НДС 67 117
руб. 80 коп., подлежащего перечислению ООО “Строительство и инвестиции“, в счет предварительной оплаты стоимости работ общества по этому договору на ту же сумму.

Суд кассационной инстанции считает, что НДС фактически возвращен ООО “Пятый элемент“, ООО “Архитектурная мастерская Башина А.В.“ и ООО “Строительство и инвестиции“. В рассматриваемых случаях возврат налога покупателям путем зачета, при наличии согласия сторон при изменении цены договора в сторону ее уменьшения, а предварительной оплаты в сторону увеличения, соответствует содержанию пункта 5 статьи 346.25 НК РФ.

Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что обществом подтверждена правомерность применения вычетов по НДС в IV квартале 2008 года по пункту 5 статьи 346.25 НК РФ в сумме 319 898 руб. 84 коп. (215 886 руб. + 36 894 руб. 60 коп. + 67 117 руб. 80 коп.).

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества в части признания недействительным решения инспекции от 08.06.2009 N 23182 относительно доначисления 317 289 руб. 44 коп. НДС, начисления соответствующих пеней и привлечении общества к налоговой ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по делу N А21-11991/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.КОРПУСОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

В.В.ДМИТРИЕВ