Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2010 по делу N А26-4311/2009 Суд отказал в признании недействующим решения Совета сельского поселения о внесении изменений в ранее принятый нормативный правовой акт об утверждении нормативов отопления помещений в жилых домах, поскольку оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству и принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2010 г. по делу N А26-4311/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Бычковой Е.Н., Кустова А.А., рассмотрев 03.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2010 по делу N А26-4311/2009 (судьи Гарист С.Н., Левичева Е.И., Цыба И.С.),

установил:

Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействующим решения 19 сессии 1 созыва Совета Янишпольского сельского поселения (далее - Совет) от 22.04.2009 N 1, которым внесены изменения в решение 16
сессии Совета от 24.12.2008 N 3.

Администрация Янишпольского сельского поселения (далее - администрация поселения) привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Делу присвоен номер А26-4311/2009.

Кроме того, Предприятие обратилось в суд с заявлением о признании недействующим решения внеочередной сессии 1 созыва Совета от 17.08.2009 N 17 в части отмены решения 16 сессии Совета от 24.12.2008 N 3. Делу присвоен номер А26-8735/2009.

Определением от 26.03.2010 суд объединил два дела в одно производство, присвоив делу номер А26-4311/2009.

Решением от 05.04.2010 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Предприятия и признал обжалуемые нормативные акты соответствующими Федеральному закону от 26.12.2005 N 184-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 184-ФЗ) и Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон о местном самоуправлении).

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы полагает, что Совет не обладал необходимыми полномочиями по установлению, внесению изменений и отмене действующих нормативов потребления коммунальных услуг; суд неправомерно сделал вывод о том, что решение 16 сессии Совета не противоречит Закону N 184-ФЗ; суд не определил процессуальный статус Администрации в связи с объединением дел N А26-4311/2009 и N А26-8735/2009.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Участники процесса о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на 16 сессии Совета принято
решение от 24.12.2008 N 3 об установлении нормативов отопления жилых помещений в Янишпольском сельском поселении на 2009 - 2011 годы. Согласно приложению к решению норматив отопления составил 0,03 Гкал/м кв. для одноэтажных домов, 0,04 Гкал/м кв. для двухэтажных домов и 0,02 Гкал/м кв. для пятиэтажных домов.

Решением от 22.04.2009 N 1, принятым на 19 сессии, Совет снизил норматив отопления для двухэтажных домов до 0,02 Гкал/м кв.

Решением от 17.08.2009 N 17 (1 созыв внеочередной сессии) Совет отменил решение от 24.12.2008 N 3.

Администрация поселения и Администрация муниципального образования “Кондопожский муниципальный район Республики Карелия“ (далее - администрация район) заключили соглашение от 16.10.2008, согласно которому первая передает последней полномочия, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения. При этом согласно пункту 1.4 соглашения администрация поселения предоставляет денежные средства в сумме 20 388 000 руб. в целях исполнения переданных полномочий.

Срок действия соглашения установлен с 01.01.2009 до 01.06.2009.

Впоследствии стороны заключили аналогичное соглашение от 30.06.2009 сроком действия с 01.07.2009 до 01.06.2010. Сумма передаваемых денежных средств увеличена до 25 000 000 руб.

Полагая, что решения от 22.04.2009 N 1 и от 17.08.2009 N 17 противоречат действующему законодательству, Предприятие обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если
полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1, 1.1 и 2 статьи 6 Закона N 184-ФЗ размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с указанной статьей.

Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.

Постановлением от 25.09.2008 N 107 Государственный Комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов установил предельные максимальные индексы изменений размера платы граждан за жилые помещения и предельные максимальные индексы изменения размеры платы
граждан за коммунальные услуги по всем муниципальным образованиям Республики Карелия на 2009 год в размере 125 и 137% соответственно.

Как установлено решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 18.05.2009 N 2-275/09, в результате принятия решения от 24.12.2008 N 3 плата населения за отопление в Янишпольском сельском поселении возросла в 1,5 и 2 раза.

В связи с этим нормативы отопления были снижены решением Совета от 22.04.2009 N 1. Впоследствии решение от 24.12.2008 N 3 отменено решением Совета от 17.08.2009 N 17.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно установил, что решения от 22.04.2009 N 1 и от 17.08.2009 N 17 не противоречат закону либо иному нормативному правовому акту большей юридической силы, а напротив, направлены на устранение нарушений Закона N 184-ФЗ.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что у Совета отсутствовали необходимые полномочия для принятия оспариваемых решений. Согласно соглашениям от 16.10.2008 и от 30.06.2009 администрация поселения передала администрации района полномочия, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении.

Вместе с тем Предприятие не представило доказательств того, что в рамках соглашений от 16.10.2008 и от 30.06.2009 переданы полномочия по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении.

Кроме того, орган местного самоуправления вправе изменить либо отменить собственный правовой акт, что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 17 и статьи 48 Закона о местном самоуправлении.

Суд также находит несостоятельным довод кассационной жалобы о наличии неопределенности в процессуальном статусе администрации поселения. Как следует из решения от 05.04.2010, после объединения дел N А26-4311/2009 и А26-8735/2009 администрация
поселения участвует в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица.

Таким образом, обжалуемое решение соответствует нормам материального и процессуального права и его следует оставить без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2010 по делу N А26-4311/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства - без удовлетворения.

Председательствующий

И.М.ТАРАСЮК

Судьи

Е.Н.БЫЧКОВА

А.А.КУСТОВ