Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2010 по делу N А05-18654/2009 Поскольку припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории РФ и таможней не отрицается факт потребления судном ОАО топлива в процессе осуществления каботажных рейсов, суд пришел к выводу о соблюдении обществом условий помещения топлива под таможенный режим перемещения припасов, указав на неправомерное доначисление таможенных платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2010 г. по делу N А05-18654/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С., при участии от Архангельской таможни Малютина М.Е. (доверенность от 16.12.2009 N 13560), от открытого акционерного общества “Северное морское пароходство“ Лыпаря Р.П. (доверенность от 31.12.2009 N 18-05/10-04), рассмотрев 02.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.12.2009 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу N А05-18654/2009 (судьи Кудин А.Г., Осокина Н.Н., Потеева А.В.),

установил:

Открытое акционерное общество “Северное морское пароходство“ (далее - общество)
обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Архангельской таможни (далее - таможня) от 30.07.2009 N 13 об уплате таможенных платежей.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2010, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не дали оценки доводу таможни о том, что применение пункта 3 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524, действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). Таможенный орган считает, что освобождение от уплаты таможенных пошлин возможно при условии, что перемещаемые припасы остаются на борту судов во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, 01.07.2008 принадлежащий заявителю теплоход “Технолог Конюхов“ прибыл на таможенную территорию Российской Федерации.

Капитаном судна подана декларация о судовых припасах,
согласно которой под таможенный режим перемещения припасов помещено 13 тонн дизельного топлива, 110 тонн тяжелого топлива (мазута), 14 165 кг смазочного масла.

В соответствии с генеральной декларацией от 01.07.2008 теплоход “Технолог Конюхов“ прибыл на таможенную территорию Российской Федерации в балласте.

Таможенным органом в отношении общества проведена специальная таможенная ревизия по вопросу соблюдения условий и требований таможенного законодательства Российской Федерации при ввозе 01.07.2008 на таможенную территорию Российской Федерации на названном теплоходе товаров в заявленном таможенном режиме “перемещение припасов“, о чем составлен акт специальной таможенной ревизии от 23.07.2009 N 10203000/230709/А0050.

Как установлено в ходе проверки, согласно письму заявителя от 29.04.2009 N 13-01/174 капитану теплохода “Технолог Конюхов“ 30.06.2008 представителем общества направлено рейсовое задание на выполнение рейса Архангельск - Морды Яха (Харасавэй, Россия). Из письма общества от 29.04.2009 N 13-01/174 следует, что судно прибыло в порт Архангельск 01.07.2008 для погрузки генеральных грузов назначением п/п Морды Яха. Письмами от 26.05.2009 N 13-01/202 и от 01.06.2009 N 13-01/2005 общество сообщило, что на борту судна находится топливо. В соответствии с письмом от 29.09.2008 N 13-01/442 судно в период с 01.07.2008 по 24.08.2008 выполняло рейсы из Архангельска в Харасавэй. Согласно машинным журналам, отчетам о движении топлива и смазочных масел теплохода “Технолог Конюхов“ за проверяемый период, письму от 29.04.2008 N 13-01/165 на
судне во время выполнения каботажных рейсов использовано (израсходовано) ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации и помещенное под таможенный режим “перемещение припасов“ вышеуказанное топливо, в том числе: тяжелое топливо (мазут) - 108 тонн, дизельное топливо в количестве 12 тонн, цилиндровое масло - 964 кг, циркуляционное масло - 1009 кг.

С учетом данных обстоятельств таможенный орган пришел к выводу об использовании обществом товаров, помещенных под специальный таможенный режим перемещения припасов, не в целях, предусмотренных заявленным таможенным режимом, а для выполнения каботажных рейсов, что возможно только в ином таможенном режиме.

Таможня произвела расчет неуплаченных таможенных платежей на общую сумму 535 361 руб. 41 коп. (в том числе таможенные сборы за таможенное оформление - 5 500 руб., ввозная таможенная пошлина - 106 213 руб. 03 коп., акциз - 18 782 руб. 32 коп., налог на добавленную стоимость - 404 866 руб. 06 коп.), а также пени за просрочку их уплаты в размере 84 033 руб. 91 коп. и 30.07.2009 выставила требование об их уплате.

Не согласившись с названным требованием, общество обжаловало его в судебном порядке.

Удовлетворяя требования общества, суды указали, что общество не допустило нарушения условий помещения товара под таможенный режим перемещения припасов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации
и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 раздела II названного Кодекса, и соблюдать этот таможенный режим.

Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с ТК РФ. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 данного Кодекса) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим. Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (статья 157 ТК РФ).

В силу пункта 1 статьи 264 ТК РФ перемещение припасов - это таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Исходя из пункта 1 статьи 265 ТК РФ допускается помещение под таможенный режим перемещения припасов товаров (припасов), необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов
в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов).

Согласно статье 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров, рыболовства и иных целей.

Статьей 266 указанного ТК РФ установлено, что при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются на борту этих судов во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в пункте 3 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524, исходя из положений которого припасы, находящиеся на морских и воздушных судах, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами при условии, что они остаются и потребляются на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы о том, что пункт 3 названного Положения не может быть применен, поскольку противоречит статье 266 ТК РФ, является необоснованным.

Использование на судне топлива, помещенного под таможенный режим перемещения припасов, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна, не является нарушением требований статьи 266 ТК РФ.
Осуществление деятельности, связанной с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров, рыболовства и иных целей на территории Российской Федерации, не противоречит нормам таможенного законодательства.

В данном случае общество, поместив топливо, необходимое для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна, под таможенный режим “перемещение припасов“, взяло на себя обязанность по соблюдению условий и ограничений, налагаемых на товар условиями данного режима.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что теплоход “Технолог Конюхов“, находясь в каботажных рейсах на территории Российской Федерации, использовал топливо, помещенное под режим перемещения припасов, в количестве, необходимом для нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна. Данное обстоятельство таможенным органом не оспаривается.

Кроме того, как следует из пункта 1 статьи 267 ТК РФ, припасы могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта морских (речных) судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.

В данном случае таможенным органом не отрицается
факт потребления судном топлива в процессе осуществления каботажных рейсов. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств расходования данного топлива свыше количества, необходимого для нормальной эксплуатации, а также приобретения для продажи на сторону.

С учетом изложенного кассационная коллегия приходит к выводу, что обществом соблюдены условия помещения топлива под таможенный режим перемещения припасов. При таких обстоятельствах доначисление таможенных платежей произведено неправомерно, в связи с чем выставленное в адрес общества требование обоснованно признано судами недействительным как не соответствующее положениям Таможенного кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.12.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу N А05-18654/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А.САМСОНОВА

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

И.С.ЛЮБЧЕНКО