Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2010 по делу N А66-9596/2009 Суд отказал в признании незаконным постановления Роспотребнадзора о привлечении ООО к ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), указав, что общество, являясь управляющей организацией многоквартирных домов, не предоставило потребителям информации об оказании услуги, поскольку договоры управления многоквартирными домами конкретных сведений о предоставляемых услугах не содержат.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2010 г. по делу N А66-9596/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.02.2010 по делу N А66-9596/2009 (судья Бачкина Е.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью фирма “Энергия“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области
(далее - Управление) от 15.07.2009 N 2106 о привлечении Общества к ответственности по статье 14.7 и части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 01.02.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление признано незаконным и отменено в части привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер штрафа снижен судом до 5 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда в части признания Общества невиновным в совершении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании обращения граждан и общественной организации “Качество жизни“ Управлением вынесено определение от 08.06.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Общества.

По результатам проведения административного расследования составлены протоколы об административном правонарушении от 08.06.09 N 04/073-2 и N 04/073-3 и вынесено постановление от 15.07.2009 N 2106 о привлечении Общества к
административной ответственности по статье 14.7 и части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в соответствии со статьей 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 10 000 рублей.

Обществу вменено в вину то, что, являясь управляющей организацией многоквартирных домов 7 по улице Паши Савельевой города Твери и 77 по Санкт-Петербургскому шоссе города Твери, оно ввело в выставляемые им документы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства отдельной строкой “Эл.оборМОП“, “Сод.Эл.МОП“, “Электроснабжение МОП“, что привело к введению потребителя в заблуждение относительно размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, относительно размера платы за услугу по электроснабжению. Управление указало на нарушение Обществом статей 8 и 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (далее - Закон N 2300-1).

Суд первой инстанции посчитал правильным привлечение Общества к ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку договоры управления многоквартирным домом 7 по улице Паши Савельевой города Твери от 01.05.2008 б/н и домом N 77 по Санкт-Петербургскому шоссе города Твери от 02.05.2008 б/н, заключенные Обществом с собственниками жилых помещений, не содержат конкретных сведений о предоставляемых услугах.

Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение права потребителя на
получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В соответствии со статьей 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту “п“ пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила),
исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий
и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре); наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.

Судом установлено, что Обществом не предоставлена потребителям информация об оказании услуги, договоры управления многоквартирными домами конкретных сведений о предоставляемых услугах не содержат.

Вывод суда о правомерности привлечения Общества к ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правильным.

Статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 этого же Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 1 статьи 10 Закона N
2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (часть 2). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том
числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).

Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1).

Пунктом 3 Правил введены следующие определения: потребитель коммунальных услуг - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что
при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 3 и подпунктом “в“ пункта 49 Правил управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг, в их обязанности входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельное производство коммунальных ресурсов с целью оказания потребителям коммунальных услуг.

Таким образом, поскольку услуга по электроснабжению мест общего пользования в многоквартирном доме относится к коммунальной услуге, однако по той причине, что граждане оплачивают количество использованной электроэнергии на основании отдельных договоров с энергосбытовой компанией, включение оплаты услуги по электроснабжению мест
общего пользования в многоквартирном доме в оплату услуги электроснабжения, оказанной потребителям (гражданам), не представляется возможным.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что введение строки “Эл.оборМОП“, “Сод.Эл.МОП“, “Электроснабжение МОП“ не противоречит действующему законодательству. Следовательно, действия заявителя не содержат признаков объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также обоснованно суд первой инстанции посчитал возможным изменить меру наказания, примененную Управлением, снизив размер штрафа до 5 000 рублей.

Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 01.02.2010 по делу N А66-9596/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В.КЛИРИКОВА

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Е.О.МАТЛИНА