Решения и определения судов

Определение Пермского краевого суда от 24.08.2010 по делу N 33-7327 Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 августа 2010 г. по делу N 33-7327

Судья Глинских В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Балуевой Н.А., судей Веретновой О.А., Лобановой С.Ф.,

рассмотрела 24 августа 2010 года в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Муниципального учреждения культуры <...> на решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 29 июня 2010 года, которым постановлено:

Взыскать с Муниципального учреждения культуры <...> в пользу З. задолженность по заработной плате за период с декабря 2009 года по май 2010 года включительно в размере 12382 рубля 42 копейки. В остальной части иска отказать. Взыскать с Муниципального учреждения культуры
<...> государственную пошлину в бюджет в размере 495 рубля 30 копеек.

Заслушав доклад судьи Балуевой Н.А., заключение прокурора Левыкиной Л.Л., считающей решение суда подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Горнозаводского района Пермского края обратился в суд в интересах З. к Муниципального учреждения культуры <...> о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.01.2009 года по 31.05.2010 года, указывая, что истица работает в должность Муниципального учреждения культуры <...>, ей не доначислена заработная плата за указанный период, исходя из минимального размера оплаты труда - 4330 руб., установленного с 01.01.2009 года. Работодатель, оплачивая истице ежемесячно по 4330 рублей, неправомерно включает в данную заработную плату районный коэффициент, доплату за работу в ночное время, за работу в праздничные дни, оплату за сверхурочные работы.

Судом принято вышеназванное решение о частичном удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что истцом пропущен трехмесячный срок исковой давности, предусмотренный ч. 1 ст. 392 ТК РФ, по требованиям о взыскании задолженности за период с 01.01.2009 года по ноябрь 2009 года; требования о взыскании за период с декабря 2009 года по май 2010 года основаны на законе.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в связи с неправильным применением судом норм трудового законодательства при удовлетворении исковых требований.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции
федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, вступающего в силу с 1 сентября 2007 г.) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно ст. 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда“ N 82-ФЗ от 19 июня 2000 года, в редакции Федерального закона N 91-ФЗ от 24.06.08 года минимальный размер оплаты труда в РФ с 1 января 2009 года установлен в размере 4330 рублей.

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Согласно п. 2 ч. 1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155 “О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР“ утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Пермской области в размере - 1,15.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ч. 2 ст.
146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно приказу от 30.04.1999 года З. принята должность Муниципального учреждения культуры <...> по 1 разряду ETC с 01.05.1999 года. 11.03.2004 года с ней заключен трудовой договор, согласно которому она принята на вышеназванную должность с 01.05.1999 года, ей установлен оклад (тарифная ставка) сумма в месяц, надбавка в сумме сумма (уборка территории), уральский коэффициент - 15%. 15.12.2009 года в трудовой договор внесены изменения, истице установлен оклад в размере сумма, уральский коэффициент сумма.

Поскольку суд пришел к выводу о пропуске срока исковой давности по заявленным исковым требованиям за период с января по ноябрь 2009 года, в удовлетворении исковых требований в указанной части отказал. В части отказа в иске кассационная жалоба доводов не содержит, отказ в иске прав ответчика не нарушает. Несмотря на то, что ответчик просит решение суда отменить в полном объеме, фактически обжалует решение в части удовлетворения иска, поэтому суд проверяет законность принятого судом решения в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела доплаты за работу в ночные часы, праздничные дни, сверхурочное время произведены истцу в соответствии с Положением об оплате труда работников МУК <...> и положений ст. 152-154 Трудового кодекса РФ. Закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. Вместе с тем, заработная плата не должна быть менее установленного Федеральным законом от 24.06.2008 года N 91-ФЗ минимального размера оплаты труда - 4330 руб. с 01.01.2009 года.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N
54-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации“ из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты
(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового кодекса РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

Из вышеназванных норм закона следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Соответственно совокупный размер месячной заработной платы истицы, включая должностной оклад, доплату за работу в ночное время, нерабочие праздничные дни, сверхурочное время должен составлять не менее минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что включение районного
коэффициента (1,15 или 15%) в состав минимальной заработной платы противоречат закону, поскольку в соответствии со ст. 315 ТК РФ районный коэффициент начисляется на общую сумму заработной платы, включающую все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 ТК РФ. Указанное означает, что минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке статьи 148 ТК РФ, не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых. Таким образом, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, составляющей не менее установленного минимального размера оплаты труда.

С учетом изложенной правовой позиции заработная плата, выплачиваемая истице, должна составлять не менее 4330 руб., с учетом включения в данный размер всех выплат, предусмотренных ст. 152-154 ТК РФ (за сверхурочное время, праздничные дни, ночное время), в данный размер не включается районный коэффициент (1,15 или 15%), который подлежит начислению сверх установленного МРОТ и составляет 649,5 руб. (4330 x 15%).

Из материалов дела следует, что в декабре 2009 года истице начислена заработная плата в размере сумма (как установлено судом - фактически выплачено без подоходного налога и профсоюзных взносов сумма.), в том числе уральский коэффициент в размере сумма, что составляет размер выше МРОТ с учетом уральского коэффициента (сумма.), поэтому за указанный месяц задолженности по заработной плате со стороны ответчика не имеется.

В остальной оспариваемый период: с января по май 2010 года истице начислялась заработная плата в размере сумма, в которую включался как оклад, так
и оплата за выходные и праздничные дни, сверхурочные работы, районный коэффициент, ежемесячный премии, а также компенсационная доплата до МРОТ (до сумма). Судом установлено, что истице выплачено в последующий период соответственно - сумма (без подоходного налога 13%, с вычетом профсоюзных взносов). Поскольку уральский коэффициент (15%) подлежит начислению сверх установленного МРОТ, ответчик обязан выплатить истице 649,5 руб. за каждый месяц оспариваемого периода, то есть 3247,5 руб. (649,5 руб. x 5 мес. с января по май 2010 года). Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истицы сумма 3247,5 руб. с последующий удержанием налога на доходы физических лиц (13%).

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда в части удовлетворения исковых требований, определив ко взысканию с ответчика в пользу истицы задолженности по заработной плате в размере 3247,5 руб. с последующий удержанием налога на доходы физических лиц (13%). Соответственно, подлежит изменению размер взысканной в порядке ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственной пошлины, всего подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 29 июня 2010 года изменить в части удовлетворения исковых требований, взыскании государственной пошлины, определив ко взысканию с муниципального учреждения культуры <...> в пользу З. задолженность по заработной плате в размере 3247 руб. 50 коп. с последующим удержанием налога на доходы физических лиц, государственную пошлину в местный бюджет в размере - 400 руб., в остальной части решение суда оставить без изменения.