Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 по делу N А13-4029/2009 При новом рассмотрении дела о признании недействительным решения антимонопольного органа, которым заявители признаны нарушившими ФЗ “О защите конкуренции“, дополнительному доказыванию подлежит не только факт наличия согласованных действий хозяйствующих субъектов, их преднамеренности, но и направленности таких действий на ограничение конкуренции и на нарушение прав иных хозяйствующих субъектов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2010 г. по делу N А13-4029/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ Войтко А.А. (доверенность от 01.01.2010 N 247), Созинова М.П. (доверенность от 24.12.2009 N 278), Созинова С.М. (доверенность от 24.12.2009 N 281), Ваганова Э.Н. (доверенность от 31.12.2009 N 184), от общества с ограниченной ответственностью “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ Торопилова В.Ю. (доверенность от 05.04.2010 N 40), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Луковой И.С. (доверенность от 03.06.2009), Шишеловой С.А. (доверенность от 22.01.2010), рассмотрев 27.04.2010 в открытом судебном заседании кассационную
жалобу общества с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.10.2009 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А13-4029/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ (далее - ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС по Вологодской области, Управление) от 25.02.2009 N 744.

Общество с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ (далее - ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“, общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к УФАС по Вологодской области о признании недействительными решения и предписания от 25.02.2009 N 744 и отмене полностью постановления от 01.04.2009 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 13АМЗ/09.

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2009 по делу N А43-8664/2009-42-189 требование ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ о признании незаконным и отмене полностью постановления от 01.04.2009 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 13АМЗ/09 выделено в отдельное производство.

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2009 по делу N А43-8664/2009-42-189 дело передано на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Вологодской области.

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 15.07.2009 по делу N А13-8448/2009 заявление ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“, переданное на рассмотрение по существу с материалами дела N А43-8664/2009-42-189, принято к производству.

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 21.07.2009 дела N А13-4029/2009 и N А13-8448/2009 объединены в одно производство с присвоением N А13-4029/2009 (т. 5, л. 157 - 159).

Решением Арбитражного суда Вологодской
области от 15.10.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2009, в удовлетворении требований ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ и ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ о признании недействительными решения и предписания Управления от 25.02.2009 N 744 отказано.

ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ с судебными актами не согласилось и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Считает, что факт согласованности действий ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ и ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ по установлению и поддержанию одинаковых цен на бензин и дизельное топливо не подтверждается материалами дела.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в пояснениях на отзыв Вологодского УФАС.

Представитель ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“. Полагает, что УФАС по Вологодской области не представило доказательств, свидетельствующих о согласованности действий с ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ и направленности таких действий на ограничение конкуренции.

УФАС по Вологодской области в отзыве на кассационную жалобу указало, что судебные акты по настоящему делу законны и обоснованны, основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании доказательств. Просит отказать в удовлетворении требований заявителя, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы, приведенные в отзыве на жалобу.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, решением УФАС по Вологодской области от 25.02.2009 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ и общество с ограниченной ответственностью “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о конкуренции) в части согласованных действий, которые привели к одновременному
(относительно синхронному) установлению (поддержанию) одинаковых (относительно единообразных) розничных цен на бензины автомобильные: А(80), А92, А95 и дизельное топливо, реализация которых осуществлялась через автозаправочные станции (далее - АЗС), расположенные на территории г. Вологды, г. Череповца, г. Грязовца, г. Харовска, г. Сокола, п. Кадуя, п. Чагода и прилегающих к ним территорий в радиусе 15 км, в отдельные периоды с 21.01.2008 по 30.10.2008.

На основании указанного решения заявителям выдано предписание от 25.02.2009 N 744, согласно которым этим обществам необходимо в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение, исключить повторение действий по установлению цен, систематически совпадающих с ценами хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами на локальных розничных рынках нефтепродуктов в Вологодской области.

ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ и ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ решение и предписание Управления обжаловали в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности Управлением согласованных действий при повышении цен на бензины и дизельное топливо со стороны заявителей при отсутствии на то объективных причин, что позволило квалифицировать их действия как запрещенные пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

В силу статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке,
удовлетворяющие совокупности следующих условий:

результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть: изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Кроме того, поскольку ввиду дефиниций, приведенных в статье 4 Закона о защите конкуренции, ограничивающие конкуренцию действия могут быть совершены на определенном товарном рынке, правовое значение приобретает обоснованное установление продуктовых и географических границ такого рынка, состава его участников по нормативно закрепленным критериям с целью анализа и оценки состояния конкурентной среды (положения Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108 (далее - Порядок от 25.04.2006 N 108)), а равно последующего выявления признаков ограничения конкуренции либо возможности таковой.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Географические границы товарного рынка определяются в зависимости от возможности потребителя приобрести товар или услугу на данной территории и
отсутствия этой возможности за ее пределами.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок) (пункт 25 Порядка от 25.04.2006 N 108).

Антимонопольный орган установил географические границы товарного рынка на территории г. Вологды, г. Череповца, г. Грязовца, г. Харовска, г. Сокола, п. Кадуя, п. Чагоды и прилегающих к ним территорий в радиусе 15 км от границ населенных пунктов, где ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ и ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ являются двумя полноправными хозяйствующими субъектами. Товарный рынок Вологодской области УФАС не проверялся.

В кассационной жалобе не приведены доводы о нарушении Управлением Порядка от 25.04.2006 N 108 в части определения границ товарного рынка.

Пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства“ указано, что о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. При этом данное обстоятельство имеет значение при наличии прочих обстоятельств, указывающих на наличие согласованных действий. К подобным обстоятельствам на основании статьи 8 названного Закона относится наличие интереса каждого участника согласованных действий в их результате.

Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ и ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ относительно синхронно устанавливали и поддерживали одинаковый уровень цен на своих АЗС на различные виды нефтепродуктов.

Так, протоколом совещания комиссии по ценам ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ от 16.01.2008 установлена цена розничной реализации нефтепродуктов
с АЗС филиалов этого общества с 16.01.2008 по 25.01.2008: А(80) - 17,60 руб.; А92 - 20,80 руб.; А95 - 22,40 руб.; дизельное топливо - 21,30 руб. В ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ изданы приказы от 18.01.2008 N 2, N 3 об установлении цены на нефтепродукты на АЗС с 21.01.2008 по 30.01.2008: А(80) - 17,60/17,40 руб.; А92 - 20,80/20,60/20,70 руб.; А95 - 22,40/22,20 руб.; дизельное топливо - 21,30/21,10 руб. (т. 2, л. 125 - 126; т. 3, л. 136 - 137).

Протоколом совещания комиссии по ценам от 25.01.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 26.01.2008 по 19.03.2008: А(80) - 18,10 руб.; А92 - 21,10 руб.; А95 - 22,90 руб.; дизельное топливо - 21,50 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от 30.01.2008 N 5, N 8 устанавливает с 31.01.2008 по 24.03.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: А(80) - 18,10 руб.; А92 - 20,90/21,00/21,10 руб.; А95 - 22,90/22,70 руб.; дизельное топливо - 21,50/22,00/21,80 руб. (т. 2, л. 129; т. 3, л. 138 - 139).

Протоколом совещания комиссии по ценам от 18.03.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 20.03.2008 по 11.04.2008: дизельное топливо - 22,00 руб.; с 20.03.2008 по 27.03.2008: А(80) - 18,60 руб.; А92 - 21,60 руб.; А95 - 23,40 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказом от 24.03.2008 N 23Ч, N 26, от 31.03.2008 N 29Ч, 34В устанавливает с 25.03.2008 по 17.04.2008 цену на дизельное топливо - 22,00/21,80 руб.; А (80) - 18,60/18,40 руб.; А92 - 21,40/21,60/21,50 руб.; А95 - 23,40/23,20 руб. (т. 2, л. 140; т. 3, л. 140 - 143).

Протоколом
совещания комиссии по ценам от 26.03.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 28.03.2008 по 11.04.2008: А(80) - 19,10 руб.; А92 - 22,10 руб.; А95 - 23,90 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от 31.03.2008 N 29Ч, N 34В устанавливает с 01.04.2008 по 16.04.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: А(80) - 19,10/18,90 руб.; А92 - 22,10/21,90/22,00 руб.; А95 - 23,90/23,70 руб. (т. 2, л. 141; т. 3, л. 142, 143).

Протоколами совещания комиссии по ценам от 10.04.2008 и от 14.04.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 12.04.2008 по 12.05.2008: А95 - 24,50 руб.; с 16.04.2008 по 12.05.2008: А(80) - 20,20 руб.; А92 - 23,00 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от 16.04.2008 N 38Ч, N 41В, от 28.04.2008 N 47В, N 48Ч, от 04.05.2008 N 53В, 54Ч устанавливает с 17.04.2008 по 14.05.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: А95 - 24,50/24,30 руб.; с 01.05.2008 по 14.05.2008: А(80) - 20,20 руб.; А92 - 23,00/22,90 руб. (т. 2, л. 144, 146; т. 3, л. 144 - 149).

Протоколом совещания комиссии по ценам от 30.04.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 01.05.2008 по 12.05.2008: дизельное топливо - 23,50 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от 04.05.2008 N 53В, N 54Ч устанавливает с 05.05.2008 по 14.05.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: дизельное топливо - 23,50 руб. (т. 2, л. 153; т. 3, л. 148 - 149).

Протоколом совещания комиссии по ценам от 05.05.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 13.05.2008 по 02.07.2008: А(80) - 20,90 руб.; А92
- 23,70 руб.; А95 - 25,20 руб.; дизельное топливо - 24,30 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от 14.05.2008 N 60В, N 64Ч устанавливает с 15.05.2008 по 08.07.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: А(80) - 20,90/20,80 руб.; А92 - 23,70/23,60 руб.; А95 - 25,20/25,10 руб.; дизельное топливо - 24,30/24,20 руб. (т. 3, л. 1, 150, 151).

Протоколом совещания комиссии по ценам от 01.07.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 03.07.2008 по 15.07.2008: А95 - 25,60 руб., с 03.07.2008 по 09.07.2008: дизельное топливо - 24,70 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от 08.07.2008 N 85В и N 87Ч, от 14.07.2008 N 89Ч устанавливает с 09.07.2008 по 19.07.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: А95 - 25,50/25,60 руб., с 09.07.2008 по 14.07.2008 дизельное топливо - 24,70/24,60 руб. (т. 3, л. 8; т. 4, л. 1 - 3).

Протоколами совещания комиссии по ценам от 01.07.2008 и 15.07.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 03.07.2008 по 22.08.2008: А(80) - 21,30 руб.; А92 - 24,10 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от 08.07.2008 N 85В, N 87Ч, от 14.07.2008 N 89Ч, N 91В, от 18.07.2008 N 94Ч, N 95В устанавливает с 09.07.2008 по 05.09.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: А(80) - 21,30/21,20/21,10 руб.; А92 - 23,90/24,10/24,00 руб. (т. 3, л. 8, 11; т. 4, л. 1 - 6).

Протоколами совещания комиссии по ценам от 15.07.2008 и от 22.08.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 16.07.2008 по 04.09.2008: А95 - 26,00 руб.; с 23.08.2008 по 04.09.2008: А(80) - 21,10 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от
08.07.2008 N 87Ч, N 85В, от 14.07.2008 N 89Ч, N 91В, от 18.07.2008 N 94Ч, N 95В устанавливает с 19.07.2008 по 05.09.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: А95 - 26,00/25,90/25,80 руб.; с 09.07.2008 по 05.09.2008: А(80) - 21,30/21,10 руб. (т. 3, л. 11, 15; т. 4, 1 - 6).

Протоколом совещания комиссии по ценам от 03.09.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 05.09.2008 по 27.10.2008: А(80) - 20,90 руб.; А92 - 23,40 руб., А95 - 25,90 руб.; дизельное топливо - 24,90 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от 05.09.2008 N 114В, N 117Ч, от 19.09.2008 N 120В, от 24.09.2008 N 121Ч, от 24.09.2008 N 123В устанавливает с 06.09.2008 по 24.09.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: А(80) - 20,90 руб.; А92 - 23,40 руб.; с 06.09.2008 по 28.10.2008: А95 - 25,90/25,80 руб.; дизельное топливо - 24,90 руб. (т. 3, л. 18; т. 4, л. 7 - 11).

Протоколом совещания комиссии по ценам от 27.10.2008 ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ устанавливает цену розничной реализации нефтепродуктов с АЗС филиалов общества с 28.10.2008 по 13.11.2008: А(80) - 20,30 руб.; А92 - 22,90 руб. ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ приказами от 29.10.2008 N 126В, от 29.10.2008 N 129Ч, об установлении цены на нефтепродукты устанавливает с 29.10.2008 по 30.10.2008 следующую стоимость нефтепродуктов: А(80) - 20,30 руб.; А92 - 22,90 руб. (т. 3, л. 26; т. 4, л. 12 - 13).

По мнению Управления, поддержанному судами первой и апелляционной инстанций, согласованность действий в данном случае достигается путем повторения действий одного хозяйствующего субъекта другим хозяйствующим субъектом, которые не связаны между собой единой ценовой политикой.

Вместе с тем документальное подтверждение наличия заинтересованности ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ в согласовании цен с ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ отсутствует.

При этом из материалов дела - учетной политики Общества, решений ценового комитета, договоров поставки нефтепродуктов, мониторинга цен следует, что ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ самостоятельно осуществляло ведение ценовой политики на розничном рынке нефтепродуктов. Кроме того, цены на розничную реализацию нефтепродуктов устанавливались Обществом одновременно не только на территории Вологодской области, но и в других регионах.

Целью деятельности ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ является получение прибыли и сохранение доли присутствия на рассматриваемом рынке. Данный вывод Управления не оспаривается сторонами.

На основании приведенного Управлением анализа хозяйственной деятельности заявителей инициатором повышения цен преимущественно выступало ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“.

Что касается ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“, то оно устанавливало Ф.И.О. ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ для уменьшения убытков. При этом целью такого поведения являлось в рассматриваемом периоде 2008 года наращивание объемов продаж нефтепродуктов. В подтверждение приведенных доводов ООО “ЭНТИКОМ-ИНВЕСТ“ представило учетную политику, информацию о деятельности общества с 01.01.2008 по 10.11.2008, приказы по установлению цен на нефтепродукты, договоры на поставку нефтепродуктов (том 3, 4).

Признаками ограничения конкуренции, в силу пункта 17 статьи 4 Закона о конкуренции являются такие случаи, как сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Следовательно, осуществление согласованных действий предполагает прямой или косвенный контакт между конкурентами, результат которого заключается в том числе во влиянии на рыночное поведение конкурентов. Согласованные действия хозяйствующих субъектов замещают конкурентные отношения между ними сознательным объединением, которое наносит ущерб интересам потребителей и ограничивает конкуренцию.

В связи с этим дополнительному доказыванию также подлежит не только факт наличия согласованных действий хозяйствующих субъектов, их преднамеренности, но и направленности таких действий на ограничение конкуренции и на нарушение прав иных хозяйствующих субъектов.

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Ограничение конкуренции проявляется через возможность участников в одностороннем порядке действовать на общие условия обращения товаров.

Факт одинаковых розничных цен у двух хозяйствующих субъектов не является достаточным основанием для признания отсутствия конкуренции. В решении УФАС и оспариваемых судебных актах не указано, каким образом действия ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ ограничили конкуренцию на конкретном товарном рынке и понуждали других участников рынка также поднимать цены.

Исходя из изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Вологодской области необходимо с учетом позиций лиц, участвующих в деле, вернуться к обсуждению вопроса об установлении антимонопольным органом обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) нарушения со стороны ООО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт“ антимонопольного законодательства, направленности действий заявителей на ограничение конкуренции и нарушение прав иных хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.10.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу N А13-4029/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.

Председательствующий

Л.Б.МУНТЯН

Судьи

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Л.А.САМСОНОВА