Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2010 по делу N А56-57671/2009 Суд признал незаконным постановление Росфиннадзора о привлечении ООО к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за несоблюдение срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по валютным операциям, сделав правильный вывод об отсутствии в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2010 г. по делу N А56-57671/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О., при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге Узляковой В.В. (доверенность от 11.01.2010 N 72-04-45/1-м), от общества с ограниченной ответственностью “Отель “Достоевский“ Широкова Д.Н. (доверенность от 04.05.2009), рассмотрев 20.04.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2010 по делу N А56-57671/2009 (судья Цурбина С.И.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Отель “Достоевский“ (далее - Общество)
обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление) от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3218 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 20.01.2010 заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 20.01.2010, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела - справка о подтверждающих документах представлена Обществом с нарушением срока, предусмотренного Положением, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П). Кроме того, Обществом нарушен порядок представления указанной справки.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил отказать в ее удовлетворении.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество заключило с компанией “Gullivers Travel Associates“ Великобритания (нерезидент) договор от 16.01.2008 N 92ТА/08 возмездного оказания услуг по организации проживания (далее - договор). По данному договору Общество 08.04.2008 оформило
паспорт сделки N 08040012/1481/1304/3/0 в филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) - Московском отделении N 1877.

В марте 2009 года Общество оказало компании “Gullivers Travel Associates“ услуги по проживанию в отеле частных лиц, в связи с чем составило акт от 31.03.2009 N СВ/ГУ/05 и направило его в адрес компании.

Указанный акт одновременно со справкой о подтверждающих документах представлен Обществом в уполномоченный банк 06.05.2009.

По факту несоблюдения Обществом установленного срока представления справки о подтверждающих документах за март 2009 года по паспорту сделки 08040012/1481/1304/3/0 Управление составило протокол об административном правонарушении от 03.06.2009 N 40-09/3218.

Постановлением Управления от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3218 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде взыскания 40 000 руб. штрафа. Обществу вменено в вину нарушение установленного в пункте 2.4 Положения N 258-П срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, а также несоблюдение установленного пунктом 2 приложения N 1 к Положению N 258-П порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям - указание в графе 1 справки о подтверждающих документах даты оформления подтверждающего документа “31.03.2009“.

Общество, посчитав постановление административного органа незаконным, оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление, сделав вывод об отсутствии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24
Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“.

Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего оказание услуг (далее - подтверждающие документы).

В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.

Справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к данному Положению, указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций
и валютных бирж“ отнесена к формам учета по валютным операциям.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П в редакции, действующей с 28.10.2008, справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие оказание услуг. Датой оформления указанных подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Общество представило справку о подтверждающих документах в уполномоченный банк 06.05.2009.

Как следует из постановления о привлечении к административной ответственности, Общество в ходе административного расследования представило Управлению объяснения о причинах позднего представления справки, а также документы, подтверждающие подписание иностранным контрагентом по договору акта об оказании услуг за несколько дней до представления этого акта вместе со справкой в банк ПС.

Управление посчитало обстоятельство позднего подписания акта иностранным контрагентом по договору необъективной причиной нарушения срока, установленного для представления справки о подтверждающих документах в банк ПС, и сделало вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6
статьи 15.25 КоАП РФ.

Между тем пунктом 7.8 договора предусмотрена процедура подписания акта об оказании услуг обеими сторонами. Следовательно, по смыслу Положения N 258-П датой оформления акта является дата подписания его иностранным контрагентом по договору. В связи с этим определение срока представления справки о подтверждающих документах, предусмотренного пунктом 2.4 Положения N 258-П, зависит от даты подписания акта иностранным контрагентом.

Таким образом, для установления в ходе административного расследования наличия правовых оснований привлечения Общества к административной ответственности Управление должно было определить дату фактического подписания акта об оказании услуг иностранным контрагентом по договору.

Кроме того, из оспариваемого постановления Управления видно, что Обществу вменено в вину не только нарушение срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, но и нарушение порядка их представления (неправильное оформление Обществом справки о подтверждающих документах).

Однако, в нарушение требований статей 28.1 и 28.2 КоАП РФ по факту неправильного оформления Обществом справки о подтверждающих документах протокол об административном правонарушении не составлялся, соответствующие обстоятельства Управлением не устанавливались, объяснения от Общества не получены.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что в данном случае Управление не доказало наличия в действиях Общества признаков вмененного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа.

Кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения.

Учитывая изложенное и
руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2010 по делу N А56-57671/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Е.О.МАТЛИНА