Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 N 07АП-8090/10 по делу N А45-13617/2010 По требованию об отмене определения о принятии обеспечительных мер.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2010 г. N 07АП-8090/10

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2010 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

от заявителя: без участия (извещено)

от заинтересованного лица: Родина И.В. по доверенности от 05.08.2010 г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Новосибирской области

на определение Арбитражного суда Новосибирской области о принятии обеспечительных мер от 13 июля 2010 по делу N А45-13617/2010 (судья Булахова Е.И.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Деметра“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России
N 15 по Новосибирской области

о признании недействительным решения в части,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Деметра“ (далее - ООО “Деметра“, общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Новосибирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 30.03.2010 N 14-23/4 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 5 329 788 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 1 089 688 руб., штраф по налогу на прибыль в сумме 1 059 592 руб., НДС в сумме 3 397 271 руб., пени по НДС в сумме 1 124 616 руб., штраф по НДС в сумме 636 868 руб., ЕСН в сумме 216 089 руб., пени по ЕСН в сумме 60 077 руб., штраф по ЕСН в сумме 43 217 руб., удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 139 056 руб., пени за не удержание и не перечисление НДФЛ в сумме 44 122 руб., штраф по НДФЛ в сумме 27 811 руб., уменьшения убытков в сумме 113 962 руб., уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета НДС в сумме 547 375 руб.

Одновременно заявителем подано ходатайство о принятии обеспечительных мер по заявлению в виде приостановления действия решения налогового органа от 30.03.2010 N 14-23/4 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в оспариваемой части, до вступления в законную силу судебного акта об оспаривании данного решения.

Определением суда от 13 июля 2010 года заявление общества о принятии обеспечительной меры
удовлетворено в полном объеме.

Не согласившись с определением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Новосибирской области отменить, ссылаясь на позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в п. 3, п. 6 Информационного письма от 13.08.2004 N 83; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 55 от 12.10.2006 (пункт 10), указывая, что обеспечительные меры не могут быть применены, если приостановление действия решения нарушит баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, утрату возможности исполнения оспариваемого акта.

Общество отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.

ООО “Деметра“ извещенное надлежащим образом явку своего представителя не обеспечило.

В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ при отсутствии возражений представителя заинтересованного лица на рассмотрения дела в отсутствие представителя общества, судом рассмотрена апелляционная жалоба отсутствие неявившегося представителя ООО “Деметра“.

Седьмой арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции, исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, находит определение Арбитражного суда Новосибирской области от 13 июля 2010 не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявление ООО “Деметра“ о принятии обеспечительной меры мотивировано тем, что налоговый орган может реализовать свое право на принудительное взыскание денежных средств и применить оспариваемый акт до вынесения судебного решения по существу спора.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае имеются установленные законом основания для применения обеспечительных мер в рамках, относящихся к предмету спора.

Согласно статье 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в
арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, что предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права и охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ (часть 1 статьи 197 АПК РФ).

В главе 24 АПК РФ не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем, в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска (пункт 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 N 83).

В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 90 АПК РФ, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В силу пункта
9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 55 от 12.10.2006, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.

Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.

Перечень обеспечительных мер, установленный частью 1 статьи 91 АПК РФ, не является исчерпывающим.

Согласно части 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Предметом требований заявителя по настоящему делу является признание недействительным решения налогового органа от 30.03.2010 N 14-23/4 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“; заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия обжалуемого решения от 30.03.2010 N 14-23/4 Инспекции подано в пределах предмета основных требований заявителя и находится в непосредственной взаимосвязи с таким предметом.

Вывод о реальной возможности неблагоприятных последствий для общества в случае непринятия обеспечительных мер основан на имеющихся в материалах дела доказательствах.

Материалами дела установлено, что у налогового органа имеется реальная возможность взыскания суммы задолженности в порядке статей 46 - 47 НК РФ в бесспорном порядке, что в свою очередь, может причинить ему значительный ущерб и затруднить хозяйственную деятельность. Доказательств обратного налоговый орган в нарушении статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.

Поскольку предметом заявленных по настоящему делу требований является признание недействительным акт налогового органа, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, является предотвращение для налогоплательщика неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному
взысканию денежных средств на основании оспариваемого ненормативного акта.

В случае полного или частичного удовлетворения судом заявления общества о признании указанного ненормативного акта недействительным, осуществленное взыскание сумм по оспариваемому решению будет препятствовать немедленному восстановлению прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, существует реальная возможность принудительного взыскания денежных средств общества до рассмотрения дела по существу, что может в будущем осложнить непосредственную реализацию заявителем своих прав в случае удовлетворения заявления, вызвать необходимость применения дополнительных мер для восстановления своего правового положения, а также привести к значительному ухудшению имущественного положения заявителя, возникновению ущерба его деятельности и интересам.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно сделал вывод о необходимости применения обеспечительных мер, кроме того, с учетом размера доначисленных к уплате налогов, пеней, штрафов, и принимая во внимание то, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия в виде нарушения нормальной хозяйственной деятельности, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ, которые вытекают из существа оспариваемых решений.

Между тем, любое изъятие денежных средств налогоплательщика без законных оснований является нарушением его конституционных прав как собственника. Взыскание с налогоплательщика сумм налога при наличии его возражений относительно законности такого взыскания до вынесения судом решения по существу возникшего спора, должно рассматриваться в качестве ущемления прав налогоплательщика как собственника, лишением его возможности в полной мере реализовывать соответствующие правомочия (статья 35 Конституции Российской Федерации).

Доводы Инспекции об отсутствии правовых оснований для принятия обеспечительных мер несостоятельны.

Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного
или нарушенного права, а также его нарушения.

При этом принятие обеспечительных мер применительно к заявленным обществом требованиям не приведет к нарушению баланса публичных и частных интересов, поскольку не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемых ненормативных актов при отказе в удовлетворении требований заявителя по существу спора; потери бюджета в связи с принятием обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя налог будет взыскан с учетом пени.

Установленная же статьей 79 НК РФ процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей, как показывает судебная практика, продолжительна во времени.

Кроме того, в данном случае выплата процентов на сумму излишне взысканного налога, начисление которых предусмотрено пунктом 5 статьи 79 НК РФ, производится за счет общих поступлений в бюджет и, соответственно, увеличивает расходную часть бюджета, что не может быть признано оправданным.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.11.2004 N 390-О, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражным судом, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражного суда и на основании принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.

Исходя из положений части 2 статьи 7 и части 3 статьи 8 АПК РФ, арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Апелляционная инстанция считает, что данные требования соблюдены судом первой инстанции при решении вопроса о применении обеспечительных мер.

С учетом изложенного,
обеспечительные меры приняты при наличии оснований, предусмотренных статьей 90 АПК РФ, соответствуют критериям разумности и обоснованности, вытекают из существа оспариваемых обществом решений, не нарушают баланса интересов налогоплательщика и публичных интересов, не влекут за собой утрату исполнения оспоренного акта налогового органа при отказе обществу в удовлетворении требований по существу спора.

Таким образом, определение Арбитражного суда Новосибирской области о принятии обеспечительных мер от 13 июля 2010 по делу N А45-13617/2010 признается судом апелляционной инстанции законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 156, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Новосибирской области о принятии обеспечительных мер от 13 июля 2010 по делу N А45-13617/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Н.А.УСАНИНА

Судьи

И.И.БОРОДУЛИНА

Л.А.КОЛУПАЕВА