Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2010 по делу N А42-5148/2009 Суд признал недействительным представление Росфиннадзора о ненадлежащем исполнении администрацией города бюджетного процесса, выразившемся в незаконном использовании средств субвенции, выделенных из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, поскольку администрация действовала в соответствии с законодательными актами субъекта РФ, регламентирующими порядок предоставления названных социальных мер.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. по делу N А42-5148/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А., при участии от Администрации города Мурманска Гармаш Н.В. (доверенность от 16.02.2010 N 05-42/445), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.09.2009 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2009 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-5148/2009,

установил:

Администрация города Мурманска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании
недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - Управление) от 03.06.2009 N 69.

Решением от 15.09.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 04.12.2009, заявленные требования удовлетворены. Представление Управления от 03.06.2009 N 69 признано недействительным.

В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.

В судебном заседании представитель Администрации подтвердил доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 18.05.2009 Управлением проведена плановая проверка деятельности Администрации по предоставлению квартир, приобретенных в 2008 году для инвалидов войны и боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 по 03 сентября 1945 года, граждан, награжденных знаком “Житель блокадного Ленинграда“, лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также детям сиротам, детям, оставшимся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В ходе проверки Управление установило, что Администрацией за счет средств федерального бюджета приобретены для инвалидов 1-й, 3-й групп две однокомнатные квартиры общей площадью 29,8 кв.м и 30,6 кв.м стоимостью 1 485 000 руб. каждая и две двухкомнатные квартиры общей площадью 43,7 кв.м и 42,4 кв.м стоимостью 1 782 000 руб. каждая,
тогда как следовало применять нормы площади квартиры - 18 кв.м по цене 23 150 руб. за один кв.м, и стоимость квартиры в этом случае не должна превышать 416 700 руб. Администрацией также приобретена одна трехкомнатная квартира для двух инвалидов 2-й и 3-й групп общей площадью 57,9 кв.м стоимостью 2 425 500 руб., тогда как в данном случае площадь квартиры не должна превышать 54 кв.м, из расчета 18 кв.м на инвалида и 18 кв.м дополнительной жилой площади, а стоимость такой квартиры должна составлять 1 250 100 руб.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.05.2009, а представлением Управления от 03.06.2009 N 69 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса Администрации указано восстановить и возместить незаконно использованные средства субвенции федерального бюджета в сумме 1 814 960 руб.

Вынося представление от 03.06.2009 N 69, Управление пришло к выводу об использовании администрацией средств Федерального бюджета с нарушением требований статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон N 181-ФЗ) и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.06.2008 N 71 “О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2008 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2008 года“ и произвело перерасчет льготного предоставления жилой площади, предъявив Администрации к восстановлению и возмещению 1 814 960 руб. как незаконно (неправомерно) использованные средства субвенции федерального бюджета.

Полагая представление от 03.06.2009 N 69 неправомерным, Администрация оспорила его в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане,
организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов в том числе и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Для реализации программы социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, на территории Мурманской области принят Закон Мурманской области от 07.07.2005 N 646-01-ЗМО “О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма“, статья 2 которого содержала отсылочную норму на установленный Правительством Мурманской области порядок предоставления жилых помещений, в том числе инвалидам. Согласно Порядку предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 26.06.2006 N 248-ПП (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и членов их
семей, из расчета общей площади в размере социальной нормы и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, сложившейся в муниципальном образовании на момент получения финансовых средств. Постановлением Правительства Мурманской области от 23.12.2004 N 377-ПП/12 “О региональном стандарте социальной нормы площади жилья“ установлены размеры социальной нормы (на одного члена семьи, состоящей из 3-х человек, - 18 кв.м общей площади, на семью из двух человек - 42 кв.м, на одиноко проживающего человека - 33 кв.м).

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральное законодательство, устанавливая определенный объем гарантий по обеспечению жильем инвалидов на территории Российской Федерации, устанавливает конституционно-правовую обязанность законодательного органа субъекта Российской Федерации принять закон об обеспечении жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с соблюдением действующих конституционно-правовых норм и принципов. Статьей 39 Конституции Российской Федерации закреплены соответствующие гарантии на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и так далее.

Сведения об оспаривании Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, действующего в Мурманской области, на предмет его противоречия Федеральному законодательству, в материалы дела не представлены. Данный Порядок направлен на обеспечение прав граждан (инвалидов), являлся действующим, принятым во исполнение социальных гарантий граждан, а следовательно - обязательным для применения его Администрацией при выполнении программы по обеспечению жильем ветеранов,
инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Фактов использования Администрацией денежных средств не по назначению и сверх поступивших из областного бюджета субвенций федерального бюджета не выявлено. Вывод суда о том, что действия Администрации соответствовали действующим в рассматриваемый период законодательным актам Мурманской области, кассационная инстанция считает правильным, равно как и вывод о неправомерности возложения на нее обязанности по восстановлению и возмещению использованных средств федерального бюджета (бюджет Мурманской области является дотационным, софинансирование со стороны субъекта Российской Федерации отсутствовало).

При таких обстоятельствах, с учетом положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считая правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Администрацией требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.09.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2009 по делу N А42-5148/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

С.Г.КОЛЕСНИКОВА

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ