Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 N 07АП-8102/10 по делу N А45-9470/2010 По делу об исправлении технической ошибки в кадастровом паспорте, об обязании внести запись в кадастровый паспорт земельного участка.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2010 г. N 07АП-8102/10

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2010 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

Председательствующего Ждановой Л.И.

судей Кулеш Т.А., Музыкантовой М.Х.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л.И.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен)

от заинтересованного лица: без участия (извещено)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областной общественной организации “Инвалид“, г. Куйбышев

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 22.07.2010 года по делу N А45-9470/2010 (судья Емельянова Г.М.)

по заявлению областной общественной организации “Инвалид“, г. Куйбышев

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, г. Новосибирск

об исправлении технической ошибки в кадастровом
паспорте, об обязании внести запись в кадастровый паспорт земельного участка,

установил:

Областная общественной организации “Инвалид“ (далее по тексту - заявитель, Организация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо) внести запись в Единый реестр земель кадастра недвижимости с кадастровым номером 54:14:025511:6, о площади земельного участка 9650,67 кв. м; исправить техническую ошибку в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 54:14:025511:6, с площади 9051 кв. м. на площадь 9650,67 кв. м,; исправить техническую ошибку - внести запись в кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый номер 54:14:025511:6, железнодорожный подъездной путь протяженностью 219 п. м. с внесением данных в план (чертеж, схема) земельного участка; внести запись в кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый номер 54:14:025 501:0012:7071/Г6 в сведения о частях земельного участка и обременениях объекта недвижимости сооружение (железнодорожный подъездной путь) протяженностью 219 п. м.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2010 года в удовлетворении заявленных Организацией требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Организация обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2010 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как выводы арбитражного суда, изложенные в оспариваемом судебном акте, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; решение принято по документам иных лиц, что нарушает права заявителя как законного собственника недвижимого имущества.

Подробно доводы Организации изложены в апелляционной жалобе.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы,
считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Организации - не подлежащей удовлетворению, так как сведения о площади земельного участка, равной 9051 кв. м., не должны рассматриваться как техническая ошибка. Внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке может быть осуществлено в порядке, установленном Законом о кадастре, при этом, орган кадастрового учета самостоятельно не уполномочен вносить такие изменения.

Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, областной общественной организации “Инвалид“ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 54:14:025511:0006 площадью 9650,67 кв. метров согласно свидетельства о государственной регистрации права 54-АВ 838770 от 24.11.2006 года (документ - основание решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.05.2006 года), а также сооружение (железнодорожный подъездной путь) протяженностью 219 п. м. инв. N 7071, литер Г согласно свидетельства о государственной регистрации права 54-АВ 691480 (документ - основание решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.10.2001 года, определение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.04.2003 года).

Заявитель письмом
от 27.01.2010 года просил Управление об уточнении и изменении характеристик земельного участка с кадастровым номером 54:1:14:025511:0006 с площади 9051 кв. м. на площадь 9650,67 кв. м., а также о включении в опись земельного участка объекта недвижимости подъездного пути протяженностью 219 п. м.

Ввиду неисполнения заинтересованным лицом указанного заявления, Организация обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для возложения на заинтересованное лица обязанностей исправления технические (кадастровые) ошибки, которые таковыми не являются, и внесения какие-либо сведения в ЕГРЗ, кадастровый паспорт земельного участка.

Арбитражный суд принял правильное по существу решение.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“.

В соответствии с п. 5 ст. 4 указанного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 10 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 года N 42 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости“ утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно п. 4 Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными
должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры, в том числе, исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 указанной статьи).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения
суда об исправлении такой ошибки (часть 4 указанной статьи).

Согласно п. 19, 35 Порядка ведения кадастра при выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с пунктом 35 Порядка принимается решение об отказе в исправлении технической ошибки. Основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).

Приказом Минэкономразвития РФ от 13.04.2009 года N 125 “Об утверждении форм заявлений об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости“ утверждена форма заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости (приложение N 1).

Между тем, заявитель не обращался в Управление с заявлением об исправлении технической ошибки установленной формы. Доказательств обратного Организацией в нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлено не было.

Более того, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что сведения государственного кадастра недвижимости о площади спорного земельного участка, равной 9051 кв. м., не являются технической ошибкой. Так, согласно свидетельства 54-АВ 838770 от 24.11.2006 года заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 9650,67 кв. м., тогда как согласно материалов межевания, фактическая площадь по результатам межевания составила 9051,05 кв. м. В соответствии с материалами межевания постановлением Администрации МО Октябрьского сельсовета Куйбышевского района от 09.03.2006 года N 10 утверждены границы спорного земельного участка общей площадью 9051,05 кв. м.
Кроме того, следуя землеустроительному делу (технический паспорт на подъездной путь Г6), протяженность указанного пути составляет 145 п. м.

Кроме того, арбитражный суд в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дал анализ карте-плану границ земельного участка от 09.12.2005 года, от 12.12.2005 года, схеме железнодорожного тупика по ул. Северная 5 с. Нагорное. в соответствии с которыми площадь под базой составляет 9051,05 кв. м., а площадь железнодорожного пути составляет 599,67 кв. м.; общая длина железнодорожного тупика составляет 218, 3 м.

Вместе с тем, площадь земельного участка 9051 кв. м. определена без учета объекта недвижимости - железнодорожного подъездного пути протяженностью 219 п. м. При этом, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены на основании материалов кадастрового дела, согласно которого площадь земельного участка составляет 9051 кв. м. Указанная площадь содержится и в Едином государственном реестре земель.

Следовательно, сведения о площади земельного участка равной 9051 кв. м. не могут рассматриваться как кадастровая ошибка, поскольку, изначально органом, производившим землеустроительные работы, а не органом осуществляющим постановку на кадастровый учет, не была включена площадь объекта недвижимости - железнодорожный подъездной путь.

Между тем, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке может быть осуществлено в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 года, при этом, орган кадастрового учета самостоятельно не уполномочен вносить такие изменения.

Так, согласно ст. 20 указанного Закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа
или органа местного самоуправления.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном права (часть 3 указанной статьи).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона N 221-ФХ от 24.07.2007 года, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

Между тем, в установленном действующим порядке с представлением необходимых документов с заявлением об учете изменений объектов недвижимости Организация не обращалась.

Кроме того, судом первой инстанции правомерно отмечено, что землеустроительное дело материалов межевания спорного земельного участка утверждено 03.03.2006 года, тогда как решение суда об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью 9650,67 кв. м. состоялось 10.05.2006 года, а факт регистрации указанного права подтвержден 24.11.2006 года
(свидетельство 54-АВ 838770).

Таким образом, постановка земельного участка площадью 9051 кв. м. на кадастровый учет произведена до принятия арбитражным судом решения о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок 9650,67 кв. м. (с учетом протяженности железнодорожного пути).

Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд, учитывая, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании материалов кадастрового дела, в котором площадь земельного участка указана 9051 кв. м., это же площадь содержится во всех представленных как заявителем, так и заинтересованным лицом кадастровых паспортах, выписке из ЕГРЗ, пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Организаций требований.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22 июля 2010 года по делу N А45-9470/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий:

Л.И.ЖДАНОВА

Судьи:

Т.А.КУЛЕШ

М.Х.МУЗЫКАНТОВА