Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.03.2010 по делу N А05-15921/2009 Поскольку ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении главы крестьянского (фермерского) хозяйства к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ не содержатся сведения о событии и составе вменяемого правонарушения, суд отменил названное постановление как незаконное.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2010 г. по делу N А05-15921/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. О.А., судей Колесниковой С.Г., Матлиной Е.О., рассмотрев 16.03.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.11.2009 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Потеева А.В.) по делу N А05-15921/2009,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства “Елезовское“ Черноков Иван Аркадьевич (далее - Глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Юго-Восточного территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра
объектов недвижимости по Архангельской области (далее - Управление) от 22.09.2009 N 18 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 05.11.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2009, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, событие административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что 16.09.2009 Управлением проведена проверка соблюдения крестьянским (фермерским) хозяйством “Елезовское“ земельного законодательства на находящемся у него в собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 3,6 га, расположенном около деревни Зыкова гора Вилегодского района Архангельской области (кадастровый номер 29:03:030601:14).

В ходе проверки выявлено и отражено в протоколе от 16.09.2009 N 29 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.8 КоАП РФ, что земельный участок с 2006 года не используется по целевому назначению.

Постановлением Управления от 22.09.2009 N 18 Глава хозяйства признан виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.

Посчитав свои права нарушенными, Глава хозяйства оспорил постановление о привлечении к административной ответственности в судебном порядке.

Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности события административного правонарушения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального
права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением предусмотрена статьей 42 ЗК РФ.

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.8 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По делу об административном правонарушении в силу статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении. Место, время совершения и событие административного правонарушения указываются в протоколе об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).

В данном случае ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к
административной ответственности Управлением не отражено, в чем выражается событие административного правонарушения, не приведены доказательства, на которых основан вывод о наличии его состава в действиях лица, привлеченного к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности административным органом события административного правонарушения.

Выводы судов сделаны с учетом положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.

Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.11.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу N А05-15921/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи

С.Г.КОЛЕСНИКОВА

Е.О.МАТЛИНА