Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2010 по делу N А66-8977/2009 Суд правомерно отказал в признании недействующим приказа РЭК о тарифах на электрическую энергию, отклонив довод ОАО о нарушении оспариваемым приказом, влекущим за собой незапланированное повышение расходов по оплате электроэнергии, прав и законных интересов общества как потребителя электроэнергии, поскольку названный приказ соответствует нормам федерального законодательства, а следовательно, основания для признания его недействующим отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2010 г. по делу N А66-8977/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И. и Яковца А.В., рассмотрев 10.03.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Концерн Энергоатом“ в лице филиала “Калининская атомная станция“ на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2009 по делу N А66-8977/2009 (судьи Бачкина Е.А., Белов О.В., Пугачев А.А.),

установил:

открытое акционерное общество “Концерн Энергоатом“ в лице филиала “Калининская атомная станция“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области к Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК) с заявлением о признании недействующим приказа РЭК
от 30.06.2009 N 81-нп “О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям открытого акционерного общества “Тверская энергосбытовая компания“ (далее - Приказ N 81-нп) как не соответствующего статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - Закон N 41-ФЗ) и пункту 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила N 109).

Определением от 11.09.2009 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены открытое акционерное общество “Тверская энергосбытовая компания“ (далее - Компания) и Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ).

Решением от 30.11.2009 в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 30.11.2009 и вынести новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что оспариваемый Приказ N 81-нп не соответствует федеральному законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя - потребителя электрической энергии, поскольку влечет незапланированное повышение расходов по оплате электроэнергии.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Компанией (гарантирующий поставщик) и Обществом (покупатель) заключены договоры энергоснабжения от 11.01.2009 N 636 и N 1580, по условиям которых гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу, а покупатель - принимать и оплачивать электрическую энергию/электрическую энергию и мощность в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные договорами.

Согласно пункту
2.3.1 договоров покупатель вправе самостоятельно выбирать для проведения расчетов за энергию один из имеющихся вариантов тарифов, уведомив об этом гарантирующего поставщика не менее чем за один месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При этом покупатель обязан обеспечить наличие прибора учета, позволяющего применять выбранный им вариант тарифа для проведения расчетов за энергию.

Приказом РЭК от 25.12.2008 N 391-нп (далее - Приказ N 391-нп) были установлены и введены в действие на период с 01.01.2009 по 31.12.2009 тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую Компанией промышленным и приравненным к ним потребителям, дифференцированные по уровням напряжения присоединения и зонам суток графика электрической нагрузки, без учета налога на добавленную стоимость и с учетом стоимости услуг по передаче электрической энергии. В названном приказе одноставочный тариф был дифференцирован в зависимости от числа часов использования заявленной мощности следующим образом: средний тариф; от 7001 часов и выше; от 6001 до 7000 часов; от 5001 до 6000 часов; менее 5000 часов.

Начиная с 01.01.2009 Общество, рассчитываясь за поставленную электроэнергию, применяло одноставочный средний тариф для соответствующего диапазона напряжения.

ФСТ провела проверку законности приказов РЭК, в том числе Приказа N 391-нп, и установила, что в названном приказе отдельной строкой установлен средний тариф, который не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Кроме того, в Приказе N 391-нп в нарушение пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), отсутствуют тарифы, дифференцированные по группам потребителей.

ФСТ приказом от 20.04.2009 N
92-к отменила с 01.05.2009 Приказ N 391-нп и указала РЭК на необходимость установить и ввести в действие с 01.05.2009 тарифы на электрическую энергию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приказом N 81-нп РЭК установила и ввела в действие на период до 31.12.2009 тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям Компании, дифференцировав одноставочный тариф по числу часов использования заявленной мощности следующим образом: от 7001 часов и выше; от 6001 до 7000 часов; от 5001 до 6000 часов; менее 5000 часов.

Приказ N 81-нп опубликован в газете “Тверская жизнь“ от 04.07.2009 N 123.

Руководствуясь названным Приказом, Компания стала применять при расчетах с Обществом одноставочный тариф, дифференцированный по числу часов использования заявленной мощности менее 5000.

Общество оспорило Приказ N 81-нп в судебном порядке. При этом сослалось на его несоответствие положениям статьи 2 Закона N 41-ФЗ и пункту 21 Правил N 109.

Общество указывает, что Приказ N 81-нп нарушает его права и законные интересы, так как влечет за собой незапланированные расходы на оплату электроэнергии. По мнению Общества, РЭК вправе устанавливать одноставочный средний тариф, не дифференцированный по числу часов использования заявленной мощности.

Рассмотрев заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции признал, что Приказ N 81-нп соответствует требованиям вышеупомянутых законодательных актов и не нарушает права и законные интересы Общества.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

На основании пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным
законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 7.1 Закона N 41-ФЗ предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Приказ N 81-нп принят в рамках Закона N 41-ФЗ, а следовательно, может быть оспорен в арбитражном суде.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 АПК РФ).

Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.

Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и
методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Пунктом 64 Методических указаний (в редакции приказа ФСТ от 21.10.2008 N 209-э/1) установлено, что одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности. Дифференциация устанавливается для следующих диапазонов годового числа часов использования заявленной мощности: от 7001 и выше; от 6001 до 7000 часов; от 5001 до 6000 часов; от 4001 до 5000 часов; от 3001 до 4000 часов; от 2000 до 3000 часов; менее 2000 часов. Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов имеет право не дифференцировать диапазоны годового числа часов использования заявленной мощности менее 5000 часов.

Коль скоро Методические указания не предусматривают установление одноставочного среднего тарифа, не дифференцированного в зависимости от числа часов использования мощности, ФСТ отменила Приказ N 391-нп и обязала РЭК установить тарифы в соответствии с действующим законодательством.

Приказом N 81-нп тарифы установлены согласно требованиям Методических указаний и других действующих нормативных актов, соответствуют предельным уровням тарифов на 2009 год, установленным приказом ФСТ от 05.08.2008 N 127-э/1.

Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона N 41-ФЗ срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил N 109 предусмотрено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие указанного пункта не распространяется
на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

В связи с тем, что Приказ N 81-нп принят во исполнение Приказа ФСТ от 20.04.2009 N 92-к, которым отменены ранее действовавшие тарифы как не соответствующие законодательству, довод заявителя о неправомерности введения новых тарифов до истечения года правомерно не принят судом во внимание.

Согласно пункту 21 Правил N 109, постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой ФСТ, и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой.

Оспариваемый Приказ N 81-нп не содержит даты введения в действие тарифов.

Между тем в силу пунктов 3 и 4 статьи 14 Закона Тверской области от 16.03.2004 N 13-ЗО “О нормативных правовых актах Тверской области“ нормативные правовые акты Тверской области вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, Уставом Тверской области, самим нормативным правовым актом.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов Администрации Тверской области, областных исполнительных органов государственной власти Тверской области считается их первая публикация в официальном печатном органе, определяемом Администрацией Тверской области.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов Тверской области, принимаемых Губернатором Тверской области, государственными органами Тверской области, иными правотворческими органами считается первая публикация правового акта в газетах “Тверские ведомости“ и (или) “Тверская жизнь“.

Таким образом, Приказ
N 81-нп вступил в силу 04.07.2009, со дня официального опубликования в газете “Тверская жизнь“.

При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что Приказ N 81-нп не противоречит нормам федерального законодательства, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для признания его недействующими. В этой связи Обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленного требования.

Материалы дела свидетельствуют о том, что поводом к оспариванию Обществом Приказа N 81-нп явился спор о выборе тарифа, дифференцированного от часов использования мощности, который не подлежит разрешению в рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество не лишено возможности установить приборы учета для измерения и регистрации фактических значений мощности и определения годового числа часов использования заявленной мощности.

При принятии решения арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области 30.11.2009 по делу N А66-8977/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Концерн Энергоатом“ в лице филиала “Калининская атомная станция“ - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В.СТАРЧЕНКОВА

Судьи

И.И.КИРИЛЛОВА

А.В.ЯКОВЕЦ