Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2010 по делу N А56-1954/2009 Суд отказал ООО в удовлетворении заявления о признании незаконным распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре города, согласно которому отменено ранее принятое распоряжение комитета, утвердившее обществу границы земельного участка, поскольку оспариваемое распоряжение издано на основании и во исполнение действующего законодательства города и в соответствии с установленной правительством города процедурой.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2010 г. по делу N А56-1954/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Старченковой В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Алмаз“ Дворянкиной М.В. (доверенность от 11.01.2010), от Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Белоуса Г.С. (доверенность от 18.12.2009), от Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга Соловского М.Г. (доверенность от 11.01.2010), Пащенко К.А. (доверенность от 11.01.2010), от государственного учреждения “Дирекция транспортного строительства“ Судейской Н.Г. (доверенность от 04.12.2009), Гулиной Т.Н. (доверенность от 04.12.2009), рассмотрев
18.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Алмаз“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2009 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Полубехина Н.С.) по делу N А56-1954/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Алмаз“ (далее - ООО “Алмаз“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 17.12.2008 N 5203.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2009 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (далее - КБДХ), Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ), государственное учреждение “Дирекция транспортного строительства“ (далее - ГУ “Дирекция транспортного строительства“).

Решением от 01.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.11.2009, отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе ООО “Алмаз“, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных актов, просит отменить решение от 01.07.2009 и постановление от 25.11.2009 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, действующим законодательством не предусмотрено право КГА отменять ранее принятые им ненормативные правовые акты.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель ООО “Алмаз“ поддержал доводы кассационной жалобы, а представители КУГИ, КГА, КБДХ, ГУ “Дирекция транспортного строительства“, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО “Алмаз“ является собственником объектов недвижимости, находящихся по адресам: Санкт-Петербург, Уральская улица, дом
13, помещение 1Н и 2Н в литере Р, помещения 1Н, 6Н, 7Н в литере К, литеры Л, М, Н, О, Т, Ф, Ш, Я.

Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 217 утвержден перечень приоритетных мероприятий по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга на 2004 - 2008 годы, в том числе реконструкция Песочной набережной, набережной Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Васильевский остров, 1-ая очередь - строительство моста через Малую Неву в районе острова Серный.

Руководствуясь Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга“, в заключении от 21.09.2006 N 03-776 КГА посчитал возможным оформить ООО “Алмаз“ правоустанавливающие документы на аренду земельного участка площадью 28094 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Уральская улица, дом 13, сроком до 49 лет.

Распоряжением КГА от 09.03.2007 N 342 ООО “Алмаз“ утверждены границы земельного участка площадью 28 293 кв.м, в том числе участок площадью 21 953 кв.м, попадающий в зону строительства моста по адресу: Санкт-Петербург, Уральская улица, дом 13, литера К. В пункте 4.1 названного распоряжения указано, что в случае начала строительства моста участок площадью 21 953 кв.м подлежит изъятию в установленном законом порядке.

Федеральным государственным учреждением “Главное управление государственной экспертизы“ 28.09.2007 выдано положительное заключение по проекту “Реконструкция Песочной набережной, набережной Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Васильевский остров. 1-ая очередь - строительство моста через Малую Неву в районе острова Серный“.

Распоряжением КБДХ от 09.11.2007 N 723-р утвержден проект “Реконструкция Песочной набережной, набережной Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Васильевский остров. 1-ая очередь -
строительство моста через Малую Неву в районе острова Серный“.

Из постановления правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 N 535 следует, что выделены бюджетные ассигнования из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в строительство моста через реку Малую Неву в районе Серного острова, государственным заказчиком Санкт-Петербурга по строительству объекта выступает КБДХ.

Для выполнения работ по строительству с разработкой рабочей документации объекта “Реконструкция Песочной набережной, набережной Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Васильевский остров. 1-ая очередь - строительство моста через Малую Неву в районе острова Серный“ ГУ “Дирекция транспортного строительства“ и открытое акционерное общество “Мостостроительный отряд N 19“ заключили государственный контракт от 18.09.2008 N С-37.

В связи с внесением изменений в Закон Санкт-Петербурга “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга“ от 22.12.2005, изданием постановления правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2004 N 217 “Об утверждении перечня приоритетных мероприятий по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга на 2004 - 2008 годы“ и распоряжения КБДХ от 09.11.2007 N 723-р распоряжением КГА от 17.12.2008 N 5203 отменено ранее принятое распоряжение КГА от 09.03.2007 N 342.

Считая распоряжение КГА от 17.12.2008 N 5203 незаконным, ООО “Алмаз“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Суды обеих инстанций правомерно указали, что в распоряжении КГА от 09.03.2007 N 342 предусмотрена возможность изъятия земельного участка площадью 21 953 кв.м в случае начала строительства моста.

Из материалов дела следует, что оспариваемое распоряжение КГА издано на основании и во исполнение Закона Санкт-Петербурга “О Генеральном плане
Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга“ от 22.12.2005, постановления правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2004 N 217 “Об утверждении перечня приоритетных мероприятий по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга на 2004 - 2008 годы“ и распоряжения КБДХ от 09.11.2007 N 723-р. Перечисленные правовые акты являются действующими и не оспорены в установленном законом порядке.

В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 18.06.1997 N 101-32 “О правовых актах, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга и их структурными подразделениями“ под индивидуальными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое распоряжение КГА принято в соответствии с Положением о КГА, утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679, а также с процедурой, установленной распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп “О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при межевании земель и утверждении границ фактически используемых земельных участков“.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод судов обеих инстанций о том, что оспариваемое распоряжение КГА не противоречит закону или иному нормативному правовому акту, в связи с чем отказ в удовлетворении заявленных ООО “Алмаз“ требований является обоснованным.

Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам ответчика по рассматриваемым вопросам, в том числе по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, ответчик повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.

Кассационная инстанция полагает, что нормы материального и процессуального права применены судами обеих инстанций правильно, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286,
287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 по делу N А56-1954/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Алмаз“ - без удовлетворения.

Председательствующий

А.В.КАДУЛИН

Судьи

Г.М.РУДНИЦКИЙ

В.В.СТАРЧЕНКОВА