Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2010 по делу N А26-4361/2009 Суд признал незаконным решение таможни об отказе ООО в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, указав, что уплата сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров, что исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2010 г. по делу N А26-4361/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б., при участии от Карельской таможни Малышевой Н.С. (доверенность от 31.12.2009 N 148), рассмотрев 25.01.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.07.2009 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 (судьи Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А26-4361/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Лес С“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом принятого судом уточнения требований)
об оспаривании решения Карельской таможни (далее - таможня) от 24.10.2008 N 18-53/4458 об отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы. В заявлении общество просит суд обязать таможенный орган возвратить 273 500 руб. денежных средств, излишне уплаченных за таможенное оформление по полным таможенным декларациям, и выплатить 20 441 руб. 32 коп. процентов за их несвоевременный возврат (том дела III; листы 124 - 127).

Решением суда от 27.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2009, заявление общества удовлетворено частично. Оспариваемое решение таможни признано незаконным, не соответствующим Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части отказа в возврате 273 500 руб. На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя, суд обязал таможенный орган возвратить обществу 273 500 руб. излишне уплаченных платежей и 18 058 руб. 50 коп. процентов. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статей 11, 138, главы 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ (далее - постановление Правительства РФ N 863).

По мнению таможенного органа, необходимость оплаты таможенных сборов при подаче временной и полной таможенных деклараций вытекает из смысла и содержания таможенного законодательства. Податель жалобы указывает, что таможенный сбор “является возмездным обязательным платежом за совершение таможенными органами Российской Федерации юридически значимых действий“ и должен уплачиваться каждый раз в
случае оказания таможенным органом “публичной услуги“ - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации (как временной, так и полной). В обоснование своей правовой позиции таможня ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 “О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863“ (далее - постановление Правительства РФ N 220).

Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно и судами установлено, что во исполнение внешнеэкономических контрактов от 29.03.2005 N 11381 и от 01.04.2007 N 12500, заключенных обществом с компанией АО “Стора Энсо“ (Финляндия), в период с 2005 по 2008 год общество вывозило с таможенной территории Российской Федерации товар - лесоматериалы.

При декларировании товара обществом использовалось право на периодическое временное декларирование товаров (статьи 137 и 138 ТК РФ): оформлялись временные периодические декларации (ВПД) с уплатой таможенных сборов, а затем - соответствующие фактически вывезенным товарам полные периодические декларации (ППД), опять же с уплатой таможенных сборов за таможенное оформление (номера спорных деклараций перечислены в приложении N 1 к заявлению о возврате денежных средств и впоследствии уточнены заявителем в суде первой инстанции, с учетом предусмотренного пунктом 2 статьи 355 ТК РФ трехлетнего срока; том дела III, листы 126 - 127).

Полагая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление при подаче полных деклараций является излишней, общество обратилось в таможню с заявлением от 22.10.2008 о возврате таможенных
сборов в размере 282 500 руб. как излишне уплаченных. Письмом от 24.10.2008 N 18-53/4458 таможня отказала обществу в возврате соответствующих денежных средств “по причине отсутствия факта излишней уплаты сборов за таможенное оформление“ (том дела I; листы 8 - 9).

Посчитав решение таможенного органа неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.

Суды двух инстанций частично удовлетворили заявление общества, установив фактические обстоятельства дела и согласившись с доводами заявителя по праву. Суммы подлежащих возврату таможенных сборов и процентов проверены и определены судами с учетом имеющегося в материалах дела уточнения заявителя (первоначально заявленная сумма уменьшена на 4 000 руб. применительно к полным декларациям, относящимся к сентябрю 2005 года), расчета таможни и вывода о неправомерности исчисления процентов за период с 25.10.2008 по 21.11.2008. В рамках кассационного производства спор по размеру и по фактическим обстоятельствам отсутствует.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и принятия правовой позиции таможенного органа. Выводы судов соответствуют правильному истолкованию норм таможенного права.

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).

Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).

Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 863 определены ставки таможенных сборов.

Как указано в пункте 7 этого постановления, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом
временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По смыслу этой нормы права обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Систематическое толкование приведенных нормативных положений позволяет признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляет таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ). Проценты за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных платежей предусмотрены правилами части 4 статьи 355 ТК РФ.

Доводы таможенного органа сводятся
к ошибочной трактовке положений таможенного законодательства, противоречат указанному толкованию закона и не сопряжены с теми или иными фактическими обстоятельствами, значимыми для порядка возврата таможенных сборов в конкретном случае.

Постановление Правительства РФ N 220 официально опубликовано в марте 2009 года, обратной силы не имеет (статья 4 ТК РФ). В связи с этим ссылка таможни на данный нормативный правовой акт отклоняется кассационной коллегией как не имеющая правового значения для рассматриваемых (возникших ранее) правоотношений.

Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.07.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу N А26-4361/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

Л.Б.МУНТЯН