Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2010 по делу N А05-4556/2009 Суд признал необоснованным довод управления Ростехнадзора об обязанности МУП, которое в процессе осуществления уставной деятельности по управлению муниципальным жилым и нежилым фондом размещает отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку управление не представило доказательств того, что МУП занималось размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2010 г. по делу N А05-4556/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. О.А., судей Колесниковой С.Г., Матлиной Е.О., при участии от Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Стельмаченка Э.А. (доверенность от 11.01.2010), рассмотрев 19.01.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.08.2009 (судья Никитин С.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В., Козлова С.В.) по делу N А05-4556/2009,

установил:

управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору по Архангельской области (после реорганизации - Северное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия “Жилкомсервис“ администрации муниципального образования “Коношское“ (далее - Предприятие) 4 979 890 руб. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период с четвертого квартала 2007 года по четвертый квартал 2008 года.

Определением суда от 05.06.2009 производство по делу было приостановлено до принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации судебного акта по результатам рассмотрения заявления Предприятия о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу N А05-5245/2008. Определением от 22.06.2009 производство по делу возобновлено.

Решением суда первой инстанции от 26.08.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2009, с Предприятия взыскано 820 руб. 73 коп., а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Управление просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Предприятие в процессе осуществления уставной деятельности по управлению муниципальным жилым и нежилым фондом размещает отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, в связи с чем обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал.

Жалоба рассмотрена без участия представителя Предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что по результатам проверки правильности исчисления и полноты внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду Управление выявило наличие у Предприятия задолженности по
данным платежам за период с четвертого квартала 2007 года по четвертый квартал 2008 года в размере 4 979 890 руб. (820 руб. 73 коп. за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ и 4 979 069 руб. 27 коп. за размещение собственных отходов производства и потребления и отходов, образовавшихся от жизнедеятельности населения), которую предложило уплатить требованием от 12.03.2009 N 05-14/1215 в течение 5 календарных дней с момента получения требования.

Неисполнение Предприятием требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления о взыскании 4 979 069 руб. 27 коп., суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что деятельность Предприятия по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов не является размещением отходов, носящим специализированный характер.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы
за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), нормы которого конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190; далее - Указания).

Согласно пункту 1 названного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1.4 Указаний также предусмотрено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе.

В заявлении о взыскании задолженности, а также в кассационной жалобе Управление ссылается на осуществление Предприятием деятельности по размещению отходов производства и потребления.

В соответствии
со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду). Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов производства и потребления носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в процессе осуществления уставной деятельности по управлению жилым и нежилым фондом Предприятие занимается сбором твердых коммунальных отходов, которые транспортируются на полигон твердых бытовых отходов (свалка ТБО поселка Коноша) в соответствии с договорами на их прием и утилизацию.

Доказательств того, что Предприятие занималось размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций на основании исследования и оценки представленных доказательств в
соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к обоснованным выводам об отсутствии у Предприятия обязанности по уплате 4 979 069 руб. 27 коп. за такой вид негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления.

Выводы судов сделаны с учетом упомянутых положений законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам, а доводы подателя жалобы направлены на переоценку этих выводов, что в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.08.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 по делу N А05-4556/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи

С.Г.КОЛЕСНИКОВА

Е.О.МАТЛИНА