Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2010 по делу N А55-2954/08 Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Объектом гражданского оборота может быть только лесной участок, определенный статьями 7, 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ и внесенный в лесной реестр.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2010 г. по делу N А55-2954/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010

по делу N А55-2954/08

по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, о признании права собственности Российской Федерации на лесные участки, с участием третьего лица: Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,

установил:

Территориальное
управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - истец, ТУ Росимущества по Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к мэрии городского округа Тольятти (далее - ответчик, мэрия) о признании права собственности Российской Федерации на лесные участки, относящиеся к категории защитности “городские леса“:

- в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га;

- в кварталах 29 - 59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га;

- в кварталах 29, 49, 50, 69 - 86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008, в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.11.2008 судебные акты оставлены без изменения.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2009 N 1831/09 отказано в передаче дела N А55-2954/2008 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.

При этом в определении указано, что согласно пункту 5.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14 оспариваемые в порядке надзора судебные акты могут быть пересмотрены в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации по вновь открывшимся обстоятельствам, если Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации определена практика применения норм действующего законодательства, в том числе и по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 16490/07 определил практику применения земельного и лесного законодательства относительно права федеральной собственности на земли лесного фонда.

Истец обратился в
суд с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2008.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2009 заявление ТУ Росимущества по Самарской области оставлено без удовлетворения.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.11.2009, определение Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2009 отменено, заявление ТУ Росимущества по Самарской области о пересмотре вступившего в законную силу решения суда от 24.06.2008 по делу N А55-2954/2008 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Решением суда первой инстанции от 20.11.2009 решение Арбитражного суда Самарской области по настоящему делу от 24.06.2008 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Определением суда от 21.12.2009 судом произведена замена третьего лица - Департамента лесного хозяйства Самарской области на Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.

С учетом представленных истцом документов о переименовании (т. 4 л. д. 52 - 59) истцом по делу определено считать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010, в удовлетворении иска ТУ Росимущества по Самарской области отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ Росимущества по Самарской области обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, заявленные требования - удовлетворить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Проверив законность принятых по делу судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных
актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Истец обратился с требованием о признании права собственности Российской Федерации на лесные участки, относящиеся к категории защитности “городские леса“: в кварталах 1 - 60 Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 5472 га; в кварталах 29 - 59 Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1727 га; в кварталах 29, 49, 50, 69 - 86 Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 843 га.

Обосновывая принадлежность спорных лесных участков к лесному фонду, истец, руководствуясь статьей 59 Лесного кодекса 1997 г., статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ссылается на материалы лесоустройства, выполненные Поволжским, Западным и Центральным лесоустроительными предприятиями, утвержденные приказом Самарского управления лесами от 29.04.1997 N 56, в границах городских округов Самара, Тольятти, Новокуйбышевска и Кинеля находятся 18,365 тыс. га земель лесного фонда, относящихся к категории защитных лесов “городские леса“.

Отказывая в удовлетворении иска, судебные инстанции руководствовались статьями 7, 67, 69, 91 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации и пришли к выводу, что объектом гражданского оборота может быть только индивидуализированное недвижимое имущество, то есть ограниченное согласно соответствующим признакам от иного имущества, что индивидуализация лесных участков осуществляется посредством присвоения кадастровых номеров.

В результате анализа материалов дела, судебная коллегия соглашается с выводом судов, считает его основанным на тщательном исследовании всех доказательств, установлении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, правильном применении норм права.

Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства разграничения государственной собственности в отношении спорных лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ или статьи 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации“ и статьи 30.1 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Вместе с тем Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ пункт 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 “О правилах проведения лесоустройства“ по результатам проектирования лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков составляются ведомости и схемы проектируемых лесных участков, пояснительная записка с обоснованием проектируемых лесных участков и указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов. По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам.

Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра.

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе, о лесных участках.

Из толкования вышеназванных правовых норм следует,
что объектом гражданского оборота может быть только лесной участок, определенный статьями 7, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации и внесенные в лесной реестр. Лесные участки, заявленные в просительной части иска, не могут быть объектом гражданского оборота, поскольку они не индивидуализированы в установленном законом порядке. Выписка из лесного реестра истцом не представлена.

Коллегия выводы судов находит не противоречащими положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым право собственности может возникнуть только в отношении конкретного имущества, обособленного от иных вещей этого же рода.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ лесные участки, как объект недвижимости, также подлежат кадастровому учету с присвоением государственного учетного номера, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорные лесные участки индивидуализированы с учетом правил статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы, поскольку материалы лесоустройства становятся обязательными нормативно-техническими документами только после их утверждения в установленном порядке. Кроме того, эти документы имеют данные лишь для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования, но не для признания права собственности на конкретный участок лесного фонда.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правоприменительной практике, в том числе изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.2009 N ВАС-5923/09.

При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и имеющихся документов принятый по делу судебный акт являются законным и обоснованным.

Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по делу N А55-2954/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.