Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.11.2010 по делу N А72-1506/2010 В признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции в части обязания устранить неравномерный прогрев прибора отопления отказано, поскольку общество, являясь ответственным лицом за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не исполняло обязанности по содержанию придомовой территории, прогреву приборов отопления в жилом доме, соблюдению нормативного уровня давления холодного водоснабжения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2010 г. по делу N А72-1506/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Домоуправляющая компания Заволжского района“

на решение Арбитражного суда Ульяновской области 12.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010

по делу N А72-1506/2010

по заявлению открытого акционерного общества “Домоуправляющая компания Заволжского района“ к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области о признании недействительным предписания от 15.02.2010 N Л-580,

установил:

открытое акционерное общество “Домоуправляющая компания Заволжского района“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением
о признании незаконным (недействительным) предписания государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - жилищная инспекция) от 15.02.2010 N Л-580 в части обязания устранить до 09.03.2010 неравномерный прогрев прибора отопления в зале квартиры N 33 дома N 15 по ул. Тельмана г. Ульяновска.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10.02.2010 N 000213/Л-580, в целях осуществления контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан и государства, главным специалистом-экспертом инспекторского отдела жилищной инспекции 15.02.2010 была проведена проверка общества по вопросу нарушения нормативного давления холодного водоснабжения, ненадлежащего содержания придомовой территории, непрогрева приборов отопления кв. N 21 дома N 15 ул. Тельмана г. Ульяновска.

Основанием для проведения проверки послужило обращение Старых А.И., поступившее из Управления Роспотребнадзора Ульяновской области 25.01.2010 вх. N 72, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, нарушения прав потребителей в спорном доме.

12.02.2010 общество было извещено о проведении проверки на основании уведомления N Л-580, о чем имеется соответствующая отметка о его вручении.

По результатам проверки 15.02.2010 был оформлен акт проверки N Л-580, и в тот же день обществу было выдано предписание N
Л-580 для устранения в указанные сроки выявленных нарушений, в том числе по пункту 1: устранить неравномерный прогрев прибора отопления в зале в квартире 33 до 09.03.2010.

Полагая предписание N Л-580 незаконным в части, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что общество является лицом, ответственным в силу пункта 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и должно принимать все зависящие от него меры по надлежащему исполнению возложенных на него законодательством обязанностей при технической эксплуатации жилищного фонда.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными и обоснованными.

В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Как следует из материалов дела, управление спорным многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией - ОАО “Домоуправляющая компания Заволжского района“, с которой Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Ульяновска заключен договор от 01.09.2007 N 0419 управления и технической эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Тельмана, д. 15.

Согласно пункту 3.2 Устава общества его основными видами деятельности, в том числе являются: управление недвижимым имуществом, оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг, обеспечение работоспособности электрических и тепловых сетей, деятельность по эксплуатации тепловых сетей, деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В пункте 2 статьи 162 ЖК РФ указано, что по
договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).

Согласно пункту 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.

Из пункта 11 Правил N 491 следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за
нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, что следует из пункта 42 Правил N 491.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

Согласно пункту 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:

поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;

поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления;

равномерный прогрев всех нагревательных приборов;

поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;

герметичность;

немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;

коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;

наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.

Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности, в том числе, системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (пункт 5.1.3 Правил N 170).

Как было указано выше, 01.09.2007 между обществом и представителем собственника помещений - Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Ульяновска заключен договор N 0419 управления и технической эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Тельмана, дом 15.

Согласно пункту 2.1.1. договора от 01.09.2007 N 0419 в перечень коммунальных услуг, предоставление которых собственнику обеспечивает общество (в объеме
собранных средств с жителей дома N 15 по ул. Тельмана) включается, в том числе осмотр системы центрального отопления, ликвидация воздушных пробок в системе отопления; консервация, промывка и опрессовка системы отопления (приложение N 1 к настоящему договору).

Пунктом 2.1.19 договора N 0419 на общество возложена обязанность организовать систематический контроль и оценку соответствия качества предоставления коммунальных услуг по критериям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5 Правил N 307).

При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункты 9, 49 Правил N 307).

Таким образом, приняв на себя исполнение обязанностей по надлежащему содержанию объекта жилищного фонда - дома N 15 по ул. Тельмана г. Ульяновска, общество приняло на себя и риск ответственности за неисполнение своих обязанностей.

Правилами N 491 определено, что в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 6 Правил N 491 установлено, что в состав общего
имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Исходя из анализа указанного пункта, с учетом норм статей 36 ЖК РФ, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что радиаторы отопления в жилых квартирах не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку обслуживают только данное, не являющееся общим, помещение.

Однако при проверке установлены допущенные обществом нарушения пунктов 5.2.1 (абзац 4), 5.2.12 Правил N 170.

В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать равномерный прогрев всех нагревательных приборов.

Пунктом 5.3.2 Правил N 170 закреплено, что инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.

Согласно пункту 5.2.12. Правил N 170 персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления.

Судами обоснованно не приняты во внимание доводы заявителя о том, что температура в проверяемой квартире соответствовала нормативной, так как данное требование является самостоятельным в силу положений пункта 5.2.1. Правил N 170 и его соблюдение не отменяет выполнение требования того же пункта в части равномерного прогрева всех нагревательных приборов.

Измерения проводились в составе комиссии, в который входил представитель общества по доверенности, поверенным, сертифицированным прибором, результаты зафиксированы в акте проверки.

Таким образом, принятые по делу судебные акты следует признать основанными на надлежащем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств и правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют
о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что выходит за пределы предусмотренных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области 12.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по делу N А72-1506/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.