Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.11.2010 по делу N А12-3142/2010 Использование законодателем в пункте 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ словосочетания “закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)“ означает, что действие указанной правовой нормы распространяется только на отношения, возникающие при закупке сельскохозяйственной продукции у физических лиц - граждан Российской Федерации, и не может быть применено к отношениям с индивидуальными предпринимателями.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2010 г. по делу N А12-3142/2010

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Николаевский маслодельный комбинат“, г. Николаевск Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010

по делу N А12-3142/2010

по заявлению открытого акционерного общества “Николаевский маслодельный комбинат“, г. Николаевск Волгоградской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба, о признании недействительными ненормативных актов,

установил:

открытое акционерное общество “Николаевский маслодельный комбинат“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (далее - инспекция) от 26.11.2009 N 20-17/33791 и требования инспекции N 9436 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.01.2010, принятых по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, в части доначисления 1 211 823 рублей налога на добавленную стоимость, 644 149 рублей налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.04.2010 оспариваемые решение инспекции и требование об уплате налога признаны недействительными в части доначисления 116 042 рублей налога на прибыль за 2005 - 2007 годы, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде 7563 рублей штрафа за неуплату названного налога; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований по эпизоду, связанному с доначислением 1 211 823 рублей налога на добавленную стоимость по хозяйственным операциям по реализации продукции, изготовленной из молока, приобретенного у индивидуальных предпринимателей.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Основанием для доначисления оспариваемых сумм налога на добавленную стоимость, пеней и налоговых санкций послужил вывод инспекции о неправомерном исчислении обществом налогооблагаемой базы по данному налогу в соответствии
с положениями пункта 4 статьи 154 Кодекса. По мнению инспекции, положения этих норм не распространяются на отношения с индивидуальными предпринимателями и действуют только на случаи приобретения молока у физических лиц (граждан). Инспекция считает, что общество занизило сумму налога, рассчитав его по правилам пункта 4 статьи 154 Кодекса и уплатив в бюджет в меньшем размере, чем было получено от покупателей, что противоречит сущности понятия налога, изложенного в статье 8 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.

Согласно пункту 4 этой же статьи при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса с учетом налога и без включения в нее налога с продаж, и ценой приобретения указанной продукции.

Молоко и молокопродукты включены в Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупаемых у физических лиц (не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383.

Понятие “физическое лицо“ для целей Кодекса определено как граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Предпринимательская деятельность в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что использование законодателем в пункте 4 стать 154 Кодекса словосочетания “закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)“ означает, что данный порядок применим только на отношения, возникающие при закупке сельскохозяйственной продукции у физических лиц - граждан Российской Федерации, но не распространяется на отношения с индивидуальными предпринимателями.

Судами установлено, что общество производило закупку молока у индивидуальных предпринимателей (Цаганкова И.Я, Дубина Г.С., Дубина О.С., Божко В.А., Дрюкова В.Г.) на основании договоров поставки. Согласно условиям договора поставки, индивидуальные предприниматели, именуемые в договоре “заготовитель“, обязаны передать обществу, именуемому в договоре “предприятие“, закупленную у населения продукцию животноводства (молоко) (п. 1.1. договора), а предприятие обязано произвести расчеты не позднее 10 дней после приемки молока (п. 2.2. договора).

Из протокола опроса индивидуальных предпринимателей следует, что они закупали молоко непосредственно у физических лиц, которые его производили в личных подсобных хозяйствах (сдатчики). Они самостоятельно устанавливали цену на закупку молока, лично осуществляли прием молока и производили расчеты со сдатчиками. В последующем молоко продавалась комбинату (налогоплательщику) по договорам поставки и по ценам, установленным комбинатом. Наценка как правило составляла 0,50 копеек с литра.

Кроме того, в соответствии с “Положением о порядке предоставления субсидий из областного бюджета за реализуемую продукцию животноводства, произведенную в личных подсобных хозяйств Волгоградской области“ они
получали субсидии, поскольку являлись заготовителями продукции животноводства.

Согласно Положению о порядке предоставления субсидий из областного бюджета за реализуемую продукцию животноводства, произведенную в личных подсобных хозяйствах Волгоградской области в 2005 году, утвержденных постановлением главы администрации Волгоградской области от 08.04.2005 N 304, заготовителями продукции животноводства могут быть юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке, имеющие открытые расчетные счета в банковских учреждениях, осуществляющие закупку животноводческой продукции по договорам со сдатчиками, оформляющие документы установленного образца (приемная квитанция, накладная, закупочный акт), рассчитывающиеся со сдатчиками по договорным закупочным ценам (п. 5.) Сдатчиками являются личные подсобные хозяйства, реализуемые продукцию животноводства (п. 3).

Аналогичные Положения о порядке предоставления субсидий из областного бюджета за реализуемую продукцию животноводства, произведенную в личных подсобных хозяйствах Волгоградской области, действовали в 2006 и 2007 годах.

При изложенных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что индивидуальные предприниматели в отношениях с физическими лицами при закупке молока не являлись представителями предприятия, а выступали как самостоятельный субъект договорных отношений, действующий в собственных интересах и с целью получения дохода от предпринимательской деятельности. Все права и обязанности по сделкам с физическими лицами возникали непосредственно у индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, решение инспекции в данной части соответствует действующему законодательству.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при детальном исследовании представленных в дело доказательств и правильном применении норм права, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 делу N А12-3142/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Николаевский маслодельный комбинат“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.