Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.10.2010 по делу N А06-8000/2009 Дело о признании недействительным решения налогового органа в связи с нарушением процедуры проведения проверки направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения лица к налоговой ответственности основаны на неполно исследованных доказательствах. Необходимо дать оценку доводу налогоплательщика о том, что представленные им в материалы дела документы в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов по НДС не исследованы судом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2010 г. по делу N А06-8000/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (г. Ахтубинск)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010

по делу N А06-8000/2009

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (г. Ахтубинск),

установил:

индивидуальный предприниматель Пономарев Василий Александрович (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (далее - инспекция, налоговый орган,
ответчик) от 16.06.2009 N 16-17/11 в связи с нарушением процедуры проведения проверки и неправильным применением норм материального права.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2010 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены частично.

Решение налогового органа от 16.06.2009 N 16-17/11 признано недействительным в части доначисления к уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 640 043 руб., соответствующих сумм пени и штрафа с указанной суммы налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 данное судебное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприниматель просит об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, дело - направлению на новое рассмотрение.

Из приобщенных к делу материалам усматривается, что оспоренное решение принято инспекцией по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогоплательщиком НДС и единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, отраженным в акте проверки от 14.04.2009 N 16-17/11.

Проверкой установлена неуплата за спорный период НДС в сумме 8 343 047 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области от 04.09.2009 N 246-Н, принятым по апелляционной жалобе предпринимателя, решение инспекции отменено в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за
неуплату ЕНВД в виде штрафа в сумме 980 руб., доначисления ЕНВД в сумме 10 566 руб. и исчисления пени по данному налогу в размере 2798 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.

Арбитражными судами предыдущих инстанций установлено, что в проверенный период налогоплательщиком в сданных им налоговых декларациях заявлена сумма налоговых вычетов в размере 9 000 705 руб. Первичные документы в подтверждение данных налоговых вычетов представлены на 9 000 505 руб.

Налоговым органом в подтверждение права на налоговые вычеты по операциям, облагаемым НДС (по удельному весу облагаемых операций), были приняты документы, подтверждающие уплату НДС в сумме 6 078 283 руб., из которых сумма 764 187 руб. была принята по результатам проверки и отражена в акте проверки, сумма 5 314 096 руб. принята по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Доначисление НДС по товароматериальным ценностям составило 2 922 422 руб.

Данные обстоятельства соответствуют фактическим и не оспариваются ни налогоплательщиком, ни налоговым органом.

Из указанной суммы недействительной к доначислению была признана сумма 1 569 904 руб.

По мнению налогоплательщика, необоснованно доначисленный ему НДС превышает вышеуказанную сумму. При этом предприниматель утверждает, что необоснованное доначисление было произведено налоговым органом по документам, полученным в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако с данными документами налогоплательщик ознакомлен не был и был лишен возможности представить возражения, пояснения либо дополнительные документы в защиту своих интересов.

Данные обстоятельства судами предыдущих инстанций не проверены и им не дана надлежащая оценка.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ) производится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах и не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.

Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о рассмотрении материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий, 08.06.2009 в присутствии представителя налогоплательщика сделаны со ссылкой на протокол от 08.06.2009 N 28. Из названного документа усматривается лишь то, что рассмотрены материалы проверки и возражения налогоплательщика, 14.04.2009 предпринимателю был вручен акт выездной налоговой проверки и рассмотрения возражений, извещение о месте и времени рассмотрения возражений и материалов проверки.

Из имеющихся в деле материалов видно, что акт проверки и представленные налогоплательщиком
возражения 12.05.2009 рассмотрены и как видно из решения ответчика от 12.05.2008 N 1 налогоплательщиком был представлен большой пакет документов, требующих проверки. Кроме того, предпринимателем было заявлено ходатайство о направлении запросов в налоговые органы Российской Федерации для получения документов, необходимых для подтверждения налоговых вычетов, в связи с чем инспекция в срок до 08.06.2009 решила провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Уведомлением 12.05.2009 налогоплательщик извещался о рассмотрении 08.06.2009 акта выездной налоговой проверки от 14.04.2009 с учетом возражений предпринимателя от 06.05.2009 по этому акту.

Решением от 18.05.2009 N 16-17/11 налоговый орган продлил срок рассмотрения материалов налоговой проверки предпринимателя до 18.06.2009.

08 июня 2009 года налогоплательщик уведомлением N 11-36/11507 был извещен о вызове его в налоговый орган на 16.06.2009 для вручения решения по акту выездной налоговой проверки от 14.04.2009 N 16-17/11 с учетом все тех же возражений налогоплательщика от 06.05.2009.

Приведенные документы судебными инстанциями не анализировались, оценки в обжалуемых судебных актах не получили.

Между тем, из материалов дела видно, что дополнительные материалы получались налоговым органом и после 08.06.2009, однако в деле отсутствуют документы, подтверждающие ознакомление налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данные обстоятельства не нашли отражения в обжалуемых судебных актах.

Таким образом, один только факт присутствия предпринимателя (его представителя) в налоговой инспекции 12.05.2009, 08.06.2009 и 16.06.2009 не подтверждает выполнения инспекцией обязанности обязательного ознакомления привлекаемого к налоговой ответственности лица с материалами проверки, на которых основано принятое ответчиком решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, с тем, чтобы дать налогоплательщику возможность представить свои объяснения, возражения.

При таких обстоятельствах, выводы судов обеих предыдущих инстанций о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения лица к налоговой ответственности основаны
на неполно исследованных доказательствах.

Заслуживает внимания и довод налогоплательщика о том, что судебные инстанции не указали в обжалуемых судебных актах мотивы, по которым не были приняты доводы заявителя при рассмотрении данного спора.

Довод кассационной жалобы о противоречии мотивировочной части судебного решения и его резолютивной части по поводу правомерности налогового вычета в сумме 589 915 руб. 62 коп. и неисследовании данного обстоятельства судом апелляционной инстанции также требует надлежащей оценки.

Необходимо дать оценку доводу налогоплательщика о том, что представленные им в материалы дела документы в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов по НДС в сумме 8 959 177 руб. 60 коп. не были исследованы судебными инстанциями, не получили надлежащей оценки при том, что налоговый орган по представленным документам возражений не заявлял.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А06-8000/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.