Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.10.2010 по делу N А65-10902/2010 Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2010 г. по делу N А65-10902/2010

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июня 2010 года

по делу N А65-10902/2010

по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о привлечении конкурсного управляющего Ф.И.О. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением
о привлечении конкурсного управляющего Ф.И.О. (далее - конкурсный управляющий Салахов Р.И., ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июня 2010 г. в удовлетворении заявленного требования отказано, производство по делу прекращено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что им не нарушены процессуальные права арбитражного управляющего Салахова Р.И. при составлении протокола об административном правонарушении, он был надлежащем образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.

Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2009 г. по делу N А65-1231/2009-СГ4-27 общество с ограниченной ответственностью “Татнефтегазстрой“ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Салахов Р.И.

Согласно пункту 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий
обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет. Другие известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника в кредитных организациях, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

Согласно сведениям об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях у должника ООО “АЗС-Татнефтегазстрой“ по состоянию на 02 апреля 2010 г. имеются три расчетных счета: N 40702810000000000009 в филиале ОАО “АКИБАНК“, г. Альметьевск, N 40702810862360101525 в Альметьевском ОСБ N 4683, г. Альметьевск, N 40702810400000000358 в АБ “Девон-Кредит“ (ОАО), г. Альметьевск, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 133 Закона о банкротстве.

Административный орган, усмотрев в действиях конкурсного управляющего Салахова Р.И. состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составил протокол об административном правонарушении от 05 мая 2010 г. N 00491610 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении конкурсного управляющего Салахова Р.И. к административной ответственности.

Суд первой инстанции, отказывая Управлению в удовлетворении заявленных требований, сослался на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения должен быть составлен протокол, при составлении которого физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Данное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно пункту 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, возможно лишь в случае его извещения в установленном порядке.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие надлежащего извещения лица, в отношении которого возбуждено дело, является существенным нарушением, которое носит не устранимый характер на стадии судебного разбирательства. Такое нарушение лишает лицо, привлекаемое к административной ответственности, гарантии на объективное и справедливое рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из уведомления о вызове арбитражного управляющего следует, что конкурсному управляющему Салахову Р.И. необходимо явиться в Управление 04 мая 2010 г. к 11 часам 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении.

Материалами дела установлено, что протокол об административном правонарушении составлен 05 мая 2010 г., в отсутствие конкурсного управляющего Салахова Р.И.

Материалы дела не содержат документов о переносе времени и даты составления протокола об административном правонарушении.

Конкурсный управляющий Салахов Р.И. надлежащим образом не был уведомлен о переносе даты и времени составления протокола об административном правонарушении.

Как правомерно указал суд первой инстанции заявление конкурсного управляющего Салахова Р.И. о невозможности явки 04 мая 2010 г. и возможности явиться 05 мая 2010 г. не свидетельствует о его извещении о переносе даты и времени составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 02 июня 2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.

Управление, не уведомив надлежащим образом конкурсного управляющего Салахова Р.И. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, совершило существенное нарушение процессуальных прав ответчика при производстве по делу об административном правонарушении.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июня 2010 г. по делу N А65-10902/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.