Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.09.2010 по делу N А57-4090/2010 Заявление о признании незаконным и отмене постановления о назначении наказания по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ удовлетворено, поскольку оспариваемое постановление вынесено административным органом с пропуском установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 г. по делу N А57-4090/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Феникс“

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.05.2010

по делу N А57-4090/2010

по заявлению открытого акционерного общества “Феникс“ к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе о признании незаконным постановления от 18.02.2010 N 42-09-223/ап по делу об административном правонарушении,

установил:

открытое акционерное общество “Феникс“ (далее - ОАО “Феникс“, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с требованием к Региональному отделению Федеральной службы
по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным его постановления по делу об административном правонарушении от 18.02.2010 N 42-09-223/ап о привлечении к ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 500 000 рублей.

Решением от 06.05.2010 Арбитражный суд Саратовской области заявленные требования оставил без удовлетворения со ссылкой, в том числе на то, что административное правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, со стороны заявителя имело место, что правовые основания для освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения отсутствуют, и что постановление от 18.02.2010 о назначении административного наказания в отношении заявителя вынесено в пределах срока давности, который составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

В апелляционном порядке данный судебный акт не оспаривался.

В кассационной жалобе заявитель с принятым по делу судебным актом от 06.05.2010 не согласился, просит его отменить, полагая, что совершенное им административное правонарушение следовало отнести к разряду малозначительных, а потому - он подлежал освобождению от административной ответственности.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик с доводами, отраженными в последней, не согласился по основаниям, обозначенным в тексте обжалованного по делу судебного акта.

В судебном заседании кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.

Правильность применения Арбитражным судом Саратовской области при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод о наличии оснований
для отмены вынесенного по делу судебного акта и удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, административным органом в адрес заявителя 18.11.2009 направлено повторное предписание о предоставлении документов для камеральной проверки (исх. N 42-09-АС-11/6579 от 18.11.2009), которым предписано в срок не позднее 5 дней с момента получения предписания представить в адрес Отдела по обеспечению деятельности на территории Саратовской области РО ФСФР России в ЮВР (410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 60/62А, 3 этаж) заверенную эмитентом прилагаемую к предписанию анкету эмитента, а также заверенные эмитентом копии следующих документов:

- протокол годового общего собрания акционеров за 2008 год;

- информацию об уведомлении акционеров о проведении годового общего собрания акционеров по итогам 2008 года (публикации в СМИ, реестр рассылки заказных писем и др.);

- выписку из последней редакции устава с информацией об уведомлении акционеров о проведении годового общего собрания акционеров;

- протокол счетной комиссии по итогам годового общего собрания акционеров за 2008 год;

- документы уполномоченного органа общества по подготовке к проведению годового общего собрания акционеров за 2008 год;

- годовой отчет общества за 2008 год.

Судом установлено, что указанное предписание получено ОАО “Феникс“ 01.12.2009, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции N 44300148120772. При этом обязанность по устранению допущенного нарушения законодательства в срок, установленный в предписании, обществом не исполнена, что им и не оспаривается. Документы, указанные в предписании, направлены в административный орган 15.02.2010.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях ОАО “Феникс“ состава административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ - неисполнение предписания федерального органа исполнительной
власти по рынку ценных бумаг, что является нарушением пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“.

Вместе с тем, судом первой инстанции на основании материалов дела установлено, что общество должно было исполнить требования предписания в срок до 07.12.2009, то есть в пятидневный срок со дня получения предписания - 01.12.2009.

Таким образом, постановление о привлечении ОАО “Феникс“ к административной ответственности могло быть вынесено не позднее 07.02.2010.

Однако оспариваемое постановление вынесено административным органом 18.02.2010, то есть с пропуском установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Довод суда о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет один год, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании закона.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, часть 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Указанная статья входит в главу 19 КоАП РФ, регулирующую отношения, возникающие в сфере административных правонарушений, направленных против порядка управления.

Тогда как административная ответственность за правонарушения в области рынка ценных бумаг и порядок производства по делам об административных правонарушениях на рынке ценных бумаг определяются нормами главы 15 КоАП РФ “Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг“.

Объектом вменяемого обществу административного правонарушения
является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

С учетом изложенного, неисполнение юридическим лицом предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области финансовых рынков или его территориального органа не представляет само по себе нарушение норм законодательства о рынке ценных бумаг.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области финансовых рынков или его территориального органа, составляет два месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения конкретного мероприятия в предписании.

При указанных обстоятельствах принятый по делу судебный акт подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.05.2010 по делу N А57-4090/2010 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе от 18.02.2010 N 42-09-223/ап признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.