Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.09.2010 по делу N А55-33674/2009 Дело по заявлению о признании незаконными действий, выразившихся в отказе передать безвозмездно являющееся муниципальной собственностью нежилое помещение, направлено на новое рассмотрение, поскольку не исследовались вопросы о том, в чьем ведении находилось образовательное учреждение, занимающее спорное здание, на момент принятия Постановления ВС РФ N 3020-1, на чьем балансе в этот момент находились используемые им спорные объекты недвижимости.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 г. по делу N А55-33674/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, министерства образования и науки Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009

по делу N А55-33674/2009

по заявлению министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к главе городского округа Самара о признании незаконными действий,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора,
на стороне заявителя - министерства образования и науки Самарской области, г. Самара, государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования “Самарский техникум легкой промышленности“, г. Самара, на стороне заинтересованных лиц - Департамента управления имуществом городского округа Самара, Министерства культуры Самарской области, г. Самара,

установил:

министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к главе городского округа Самара о признании незаконными действий, выразившихся в отказе безвозмездно передать нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая/Ярмарочная д. 210/19, из муниципальной собственности в собственность Самарской области и обязании принять решение о передаче вышеуказанного нежилого помещения в собственность Самарской области.

Определением суда от 09.11.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены министерство образования и науки Самарской области и государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей N 20 моды и стиля г. Самары (реорганизованное затем путем присоединения к государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования “Самарский техникум легкой промышленности“).

Определением суда от 23.12.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самары и министерство культуры Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009, в удовлетворении заявления министерству имущественных отношений отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство имущественных отношений и министерство образования и науки Самарской области обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, ссылаясь на неправильное
применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела. Податели жалоб указывают, что в силу статьи 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ к компетенции субъекта Российской Федерации в области образования относится организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования, нахождение спорного здания в муниципальной собственности действующим законодательством не допускается.

До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв с 02.09.2010 до 16 часов 08.09.2010.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как установлено судами, профессиональный лицей N 20 моды и стиля г. Самары являлся государственным образовательным учреждением начального профессионального образования, осуществлял подготовку для городского округа Самара закройщиков-профессионалов, скорняков-наборщиков, скорняков-раскройщиков, художников по костюму, изготовителей изделий из меха. Указанное образовательное учреждение, начиная с 1963 года использовало для образовательной деятельности здание по адресу: г. Самара, ул. Самарская/ул. Ярмарочная, д. 201-203/17, общей площадью 1126,3 кв. м и здание литера АА1 общей площадью 504 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Садовая/ул. Ярмарочная, д. 210/19.

Постановлениями Правительства Самарской области от 08.12.2005 N 169 “О передаче объектов из муниципальной собственности в собственность Самарской области“ и от 10.09.2008 N 357 “О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 28.12.2005 N 169“ из муниципальной собственности городского округа Самара в собственность Самарской области было передано здание, расположенное по адресу: г. Самара,
ул. Самарская/ул. Ярмарочная, д. 201-203/17.

Министерство образования и науки Самарской области предлагало главе городского округа Самара рассмотреть вопрос о передаче занимаемого государственным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональный лицей N 20 моды и стиля г. Самары и здания литера А.А1, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Садовая/Ярмарочная д. 210/19, площадью 504 кв. м в государственную собственность Самарской области.

Письмом от 31.08.2009 N 01/02-6252 глава городского округа Самара сообщил, что в целях обеспечения сохранности муниципального имущества, а также соблюдения требований действующего законодательства в части его законного и эффективного использования целесообразно сохранить договор аренды на данное помещение.

Данный отказ в передаче спорного здания в собственность Самарской области был оспорен министерством имущественных отношений в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что упомянутое здание находится в реестре муниципального имущества городского округа Самара, то есть является муниципальной собственностью.

В частности, суды указали, что на основании решения малого совета Самарского горсовета народных депутатов от 17.09.1992 N 222 объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая/ул. Ярмарочная, дом 210/19, состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара со следующим реестровыми номерами: нежилое здание, внутренняя литера А-А1-016643, нежилое здание, внутренняя литера А3-003484, что подтверждает выписка из реестра муниципального имущества.

В силу пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12.10.2005 N 129-ФЗ, органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, находящегося на день вступления в силу настоящей главы
в муниципальной собственности, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 данным Федеральным законом, другими федеральными законами.

Согласно статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“ основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу.

По мнению судов, статья 154 вышеназванного Закона содержит прямой запрет на передачу в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации муниципального имущества, не включенного в такое предложение.

Вероятно, вместо Определения от 04.12.2007 N 829-О-П имеется в виду Определение от 04.12.2007 N 828-О-П.

Кроме того, суды руководствовались разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П “По делу о проверке конституционности ряда положений части 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в связи с запросом Правительства Москвы“ и определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 829-О-П, из которых следует, что права собственника находятся под защитой статьи 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случае лишения их имущества и при реализации процедуры разграничения государственной и муниципальной собственности путем осуществления безвозмездной передачи муниципального имущества в федеральную собственность и государственную собственность субъектов Российской Федерации, в связи с чем предполагается необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, достижение договоренности между передающей и принимающей сторонами и не допускается принудительное отчуждение имущества.

При рассмотрении спора судами сделан вывод об отсутствии волеизъявления органов местного самоуправления на передачу спорного нежилого помещения в собственность субъекта Российской Федерации, в связи с чем заявленные требования не могут быть удовлетворены.

Утверждение министерства образования и науки Самарской области о том, что спорный объект недвижимости является собственностью Самарской области был отклонен судами со ссылкой на выписку из реестра муниципального имущества.

Однако судами не учтено следующее.

Упомянутый выше Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривает дальнейшее совершенствование разграничения полномочий между различными уровнями власти, что обусловлено федеративным устройством государства, которое, в свою очередь, предполагает разграничение государственной собственности, необходимой для осуществления различными уровнями власти соответствующих полномочий.

Как
указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, в процессе становления России как федеративного государства было предпринято разграничение единой государственной собственности на собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации (а затем и собственность муниципальных образований.

Согласно Закону СССР от 06.03.1990 “О собственности в СССР“ и Закону РСФСР от 24.12.1990 “О собственности в РСФСР“ имущество, находившееся в государственной собственности РСФСР, было отнесено соответственно к федеральной собственности, собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей, исходя, прежде всего из того, в ведении какого уровня органов государственной власти и управления находилось то или иное имущество.

В дальнейшем разграничение единой государственной собственности и передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации производились на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (далее - Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1), а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп “Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“. В приложениях 1 и 2 к названному Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 включены перечни объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности и объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации.

Следовательно, нахождение объекта собственности в соответствующем перечне на момент принятия Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1, свидетельствует о том, что, указанный объект относится к
соответствующему виду собственности в силу закона.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом.

Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 N 8858/09 по спору, связанному с признанием права собственности на занимаемое федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования здание.

В рассматриваемом случае, как было указано выше, судами установлено, что государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей N 20 моды и стиля г. Самары, начиная с 1963 года использовало для образовательной деятельности здание по адресу: г. Самара, ул. Самарская/ул. Ярмарочная, д. 201-203/17, общей площадью 1126,3 кв. м и здание литера АА1 общей площадью 504 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Садовая/ул. Ярмарочная, д. 210/19.

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, было отнесено исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 12 приложения 2 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 средние специальные и профессиональные учебные заведения включены в объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Судами не проверены надлежащим образом доводы
министерства образования и науки Самарской области о том, что спорный объект недвижимости является собственностью Самарской области, не исследовались вопросы о том, в чьем ведении находилось занимающее спорное здание образовательное учреждение на момент принятия Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1, на чьем балансе в этот момент находились используемые им спорные объекты недвижимости, в соответствии с какими обстоятельствами и нормами права и в установленном ли порядке в последующем они были включены в реестр муниципальной собственности. Кроме того, не дана правовая оценка доводам министерства образования и науки Самарской области о том, что в силу статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ спорное здание не может находиться в муниципальной собственности. По утверждению министерства образования и науки Самарской области, здания по ул. Самарская/ул. Ярмарочная, 201-203/17 и по ул. Самарская/Ярмарочная, 210/19 составляют неразделимый единый комплекс учебного заведения с общим входом и едиными коммунальными системами, однако в собственность Самарской области передано лишь одно из зданий. Этим доводам судами также правовой оценки не давалось.

В материалах дела отсутствуют учредительные документы образовательного учреждения, занимающего спорное здание, первичные документы, подтверждающие его преобразования и правопреемства с момента образования. Из приобщенной к материалам дела архивной справки Департамента науки и образования администрации Самарской области от 24.12.2001 об организации профессионального училища N 20 в г. Самара (том 1, л. д. 137) следует, что данное образовательное учреждение неоднократно преобразовывалось. В то же время в указанной справке не отражены сведения о том, что государственное образовательное учреждение профессиональный лицей N 20 моды и стиля г. Самары являлся правопреемником
профессионального училища N 20 (который, как установлено судами, пользовался спорным зданием с 1963 года).

Делая вывод о том, что начиная с 1963 года образовательное учреждение использовало в своей деятельности спорное здание, суды не указали на основании исследования каких доказательств они пришли к этому выводу.

При таких обстоятельствах принятые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, вследствие чего они подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные нарушения, предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства в обоснование своих позиций.

Необходимо также рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в связи с разрешением спора, которым затрагиваются вопросы разграничения собственности, в том числе федеральной.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 по делу N А55-33674/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.