Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.09.2010 по делу N А72-17095/2009 Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2010, которым было признано недействующим постановление главы муниципального образования “город Ульяновск“ от 26.06.2009 N 5046 “Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования “город Ульяновск“ в части приложения N 1 “Основная часть. Чертеж планировки“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2010 г. по делу N А72-17095/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2010

по делу N А72-17095/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Центр недвижимости “Кедр“, г. Ульяновск, о признании недействующим постановления главы муниципального образования “город Ульяновск“,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, Управления
Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью “Симбирскпроект“, г. Ульяновск, Ф.И.О. г. Ульяновск,

при участии прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Центр недвижимости “Кедр“ (далее - ООО “Центр недвижимости “Кедр“, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействующим постановления главы муниципального образования “город Ульяновск“ от 26.06.2009 N 5046 “Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования “город Ульяновск“ (далее - постановление N 5046) в части Приложения N 1 “Основная часть. Чертеж планировки“.

Решением арбитражного суда от 28.04.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд признал оспоренное постановление в части Приложения N 1 “Основная часть. Чертеж планировки“, касающегося прохождения красной линии по объекту недвижимости по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 24 (инвентарный N 25409, кадастровый N 73:24:021107:30:0254090001) не соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Госстрой РФ) от 29.10.2002 N 150 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст РФ) 12.02.2003 N 4227), Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98),
утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.

Не согласившись с судебным решением, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает также, что оспоренный проект планировки территории в соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации являлся предметом рассмотрения на публичных слушаниях, однако общество со своими предложениями по планировке территории в мэрию города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства мэрии не обращалось.

До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв с 24.08.2010 до 15 часов 30 минут 26.08.2010.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявителю на праве общей долевой собственности (доля в праве 5652/10000) принадлежит девятиэтажное здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 24 (инвентарный N 25409, литеры А, а, а1 - а3, III, IV, кадастровый N 73:24:021107:30:0254090001), право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области 11.03.2009, свидетельство о регистрации серия 73-АТ,
N 846187).

Указанный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 2844,19 кв. м с кадастровым N 73:24:021107:30 с разрешенным использованием “под административно-бытовым зданием“.

Постановлением N 5046 утвержден проект планировки территории Заволжского района муниципального образования “город Ульяновск“ (с приложениями N 1 и N 2). Постановление опубликовано в газете “Ульяновск сегодня“ от 01.07.2009 N 47 и вступило в силу с даты его опубликования.

В составе утвержденного проекта планировки на чертеже проекта планировки нанесены красные линии (приложение N 1).

В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия,
не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранений всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии,
которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

При этом территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

Исходя из положения части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации. Части 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или
чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.

Упомянутые нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Таким образом, имеют существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства, связанные с тем, каким образом разрабатывались красные линии при утверждении оспариваемого постановления главы муниципального образования “город Ульяновск“.

Согласно пункту 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.

В соответствии с пунктом 3.1 указанной Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.

Из пункта 3.3 этой же Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских
и сельских поселениях.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (пункт 3.4 Инструкции).

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции).

Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (пункты 5.2, 5.7 Инструкции).

Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек
опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции).

Согласно пункту 1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 (зарегистрирована в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4227), требования настоящей Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2.18 указанной Инструкции градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений учитывается при: комплексном решении вопросов социально-экономического развития, подготовке предложений по разграничению земель по формам собственности на соответствующих территориях Российской Федерации, планировании и организации рационального использования земель и их охраны, образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, межевании объектов землеустройства, отчуждении земельных участков и их изъятии для государственных и муниципальных нужд, предварительном согласовании места размещения объектов, определении предельных размеров земельных участков, использовании зон сельскохозяйственного использования в поселениях, изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, установлении границ объектов градостроительного планирования и застройки, градостроительных регламентов; последующей разработке градостроительной документации, а также при разработке программ социально-экономического развития территорий и
поселений, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно подпункту 1, 4 пункта 3.2.1 указанной Инструкции проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000); план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.

На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (подпункт 6 пункта 3.2.1 Инструкции).

На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям,сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (подпункт 7 пункта 3.2.1 Инструкции).

С целью определения точного и фактического прохождения красных линий в составе проекта, утвержденного оспариваемым постановлением, относительно принадлежащего заявителю объекта недвижимости арбитражным судом назначалась судебная экспертиза.

Однако Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, как заказчиком проекта, по запросам эксперта, по определению арбитражного суда не были представлены необходимые для проведения экспертизы данные (координаты поворота углов красных линий), в результате чего проведение экспертизы по поставленным судом вопросам не представилось возможным.

Согласно письмам Комитета архитектуры Мэрии г. Ульяновска от 19.03.2010 N 01-13/2099 и от 05.03.2010 N 01-13/1663 проект красных линий в составе проекта планировки Заволжского района г. Ульяновска выполнен в масштабе 1:5000 без топографической основы, отображающей существующие объекты недвижимого имущества, дороги, проезды, площадки и сети инженерных коммуникаций, а также координат углов поворота красных линий.

Опрошенный судом первой инстанции в качестве свидетеля эксперт общества с ограниченной ответственностью “СОЭКС-Ульяновская торгово-промышленная палата“ Горностаев Я.В. пояснил, что без нанесения координат поворота углов красных линий в составе утвержденного проекта не представляется определить фактическое прохождение красных линий. Утверждение проекта красных линий без координат поворота их углов является нарушением нормативной документации и прав собственников объектов, расположенных в местах прохождения красных линий.

Как установлено судом, красная линия, утвержденная в составе проекта планировки Заволжского района г. Ульяновска (приложение N 1 “Основная часть. Чертеж планировки“, утвержденного постановлением N 5046, проходит по объекту недвижимости с кадастровым N 73:24:021107:30:0254090001, принадлежащему заявителю на зарегистрированном праве собственности, при этом литеры III и IV (бассейн и плиточное покрытие), входящие в состав единого объекта недвижимости с кадастровым N 73:24:021107:30:0254090001, оказались за чертой красных линий, что является нарушением законных прав заявителя, как собственника объекта недвижимости, в том числе права на возможную приватизацию земельного участка, занимаемого указанным объектом недвижимости, гарантированных статьями 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части, касающейся прохождения красной линии по принадлежащему заявителю объекту недвижимости по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 24 (инвентарный N 25409, кадастровый N 73:24:021107:30:0254090001).

Кроме того, утверждение проекта красных линий в составе проекта планировки Заволжского района г. Ульяновска, как неотъемлемой части градостроительной документации, без координат поворота углов красных линий, без топографической основы, учитывающей существующие объекты недвижимого имущества, не соответствует указанным выше нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, имеющим большую юридическую силу.

Судом обоснованно отклонены доводы представителей ООО “Симбирскпроект“ о том, что Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) и Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации не подлежат обязательному применению. Указанные Инструкции соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации, детально раскрывая порядок составления и утверждения градостроительной документации, в рассматриваемом случае проекта планировки и проекта красных линий, порядок их нанесения. Их применение является обязательным и в силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“, поскольку обеспечивает, в числе прочего, соблюдение законных прав собственников недвижимого имущества, его сохранность.

Доводы кассационной жалобы о том, что заключением Международной академии архитектуры (отделение в Москве) подтверждается то обстоятельство, что проект планировки территории соответствует составу, установленному статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральному плану, Правилам землепользования и застройки г. Ульяновска, не является основанием для отмены судебного решения, поскольку в силу статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект должен соответствовать также содержанию, в том числе возможности определения и проверки графической его формы с использованием топографической основы и соответствующих координат.

Иные доводы кассационной жалобы правильность выводов арбитражного суда не опровергают.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2010 по делу N А72-17095/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.