Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.08.2010 по делу N А57-621/2010 Исследовав материалы дела, суд пришел к обоснованному выводу, что заявление о продлении срока действия разрешения на право организации универсального рынка, поданное заявителем в администрацию муниципального образования, соответствует требованиям закона, и правомерно удовлетворил заявление о признании недействительным постановления администрации об отказе в спорном заявлении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2010 г. по делу N А57-621/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования “Город Саратов“ и Прокуратуры Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010

по делу N А57-621/2010

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Сквер-3“ к администрации муниципального образования “Город Саратов“, Комитету по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова, Комитету по земельным ресурсам администрации муниципального образования “Город Саратов“, о признании недействительным постановления от 22.12.2009 N 1715,
об обязании продлить срок действия разрешения от 06.07.2007 N 21 на право организации универсального рынка по адресу: г. Саратов, пл. Кирова С.М., д. 1 до 01.01.2013, при участии прокуратуры Саратовской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Сквер-3“ (далее - ООО “Сквер-3“, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования “Город Саратов“ (далее - администрация) от 22.12.2009 N 1715 “Об отказе ООО “Сквер-3“ продления срока разрешения на право организации универсального рынка“. В качестве способа восстановления своих нарушенных прав ООО “Сквер-3“ просило обязать администрацию муниципального образования “Город Саратов“ продлить срок действия разрешения от 06.07.2007 N 21 на право организации универсального рынка по адресу: г Саратов, пл. Кирова С.М., д. 1, до 01.01.2013.

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступила прокуратура Саратовской области.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова, Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования “Город Саратов“.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.03.2010 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 решение оставлено без изменения.

Прокуратура Саратовской области и администрация муниципального образования “Город Саратов“ обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты по делу, считая их принятыми с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления ООО “Сквер-3“.

В заседании суда кассационной инстанции заявители кассационных жалоб поддержали заявленные требования.

Общество возразило против удовлетворения жалоб, считает судебные акты законными и обоснованными.

В порядке статьи 163 АПК РФ в заседании
суда кассационной инстанции 05.08.2010 был объявлен перерыв до 09 часов 50 минут 11.08.2010.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения заявленных жалоб исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации от 05.07.2007 N 515 ООО “Сквер-3“ выдано разрешение N 21 сроком действия до 01.01.2010 на право организации универсального рынка по адресу: 410600, г Саратов, площадь им. Кирова С.М., д. 1.

13.11.2009 ООО “Сквер-3“ обратилось к заместителю главы администрации по экономике муниципального образования “Город Саратов“ с заявлением о продлении срока разрешения на право организации розничного рынка до 01.01.2013 с приложением документов, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ).

22.12.2009 администрацией вынесено постановление N 1715, которым ООО “Сквер-3“ отказано в продлении срока действия разрешения на право организации универсального рынка, расположенного по адресу: г. Саратов, площадь им. Кирова С.М. в связи с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Не согласившись с постановлением администрации, общество обжаловало его в Арбитражный суд Саратовской области.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное администрацией основание отказа в продлении срока действия разрешения на организацию рынка не соответствует представленным обществом документам. Дополнительные основания для отказа, приведенные в ходе судебного разбирательства, также исследованы судом и отклонены как несостоятельные. С учетом того, что администрацией, по мнению суда первой инстанции, не представлены доказательства
правомерности принятия оспариваемого постановления, суд признал его не соответствующим положениям пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 271-ФЗ, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что послужило основанием для вынесения решения о признании указанного постановления недействительным.

Апелляционный суд согласился с правовой позицией суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными и обоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.

В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (пункт 1). К заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;
нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок (пункт 2).

Срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 271-ФЗ).

Таким образом, при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что продление срока действия разрешения на право организации розничного рынка осуществляется органом местного самоуправления на условиях, предъявляемых для получения такого разрешения. Одним из этих условий является наличие нотариально удостоверенной копии документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

В ходе рассмотрения дела установлено и материалами дела подтверждено, что территория, в пределах которой общество предполагает организовать рынок, не является вновь отведенной; на этой территории находился универсальный рынок, организованный на основании постановления администрации г. Саратова от 05.07.2007 N 515, разрешения на право организации универсального рынка от 06.07.2007 N 21.

Исследовав заявление о продлении срока действия разрешения на право организации универсального рынка от 13.11.2009 и приложенные к нему документы, в том числе, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок площадью 222 кв. м (кадастровый номер 64:48:06:02 09:0077), расположенный по адресу: г. Саратов, пл. Кирова С.М., 1, свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 24,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., д. 1, договор аренды земельного участка от 19.11.2003 N 1654, заключенный с администрацией г. Саратова, общей площадью 1701 кв.
м, с соглашениями от 03.06.2005 N 2, от 30.11.2007 N 3 с разрешенным использованием - временные торговые ряды с последующей реконструкцией, судебные инстанции пришли в обоснованному выводу о том, что указанное заявление общества соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ. Обществом представлен полный комплект документов в соответствии с пунктом 2 указанной статьи.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 271-ФЗ срок рассмотрения заявления о продлении срока действия разрешения не может превышать пятнадцать календарных дней со дня поступления заявления.

В рассматриваемом случае решение по существу заявления ООО “Сквер-3“ от 13.11.2009 принято администрацией за пределами установленного срока - 22.12.2009.

Согласно статье 7 Федерального закона N 271-ФЗ заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям: 1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается организовать розничный рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 данного Федерального закона; 2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 данного Федерального закона; 3) подача заявления о представлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 5 данного Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.

Указанный перечень оснований является исчерпывающим.

Отказывая в удовлетворении заявления о продлении срока действия разрешения на право организации универсального рынка, администрация сослалась на предоставление ООО “Сквер-3“ документов, содержащих недостоверные сведения. Вместе с тем, ни в самом оспариваемом постановлении, ни в ходе рассмотрения спора в судах первой и апелляционной инстанций администрацией не конкретизировано, какие именно документы содержали недостоверные
сведения и в чем заключалась их недостоверность.

С учетом изложенного судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ администрация не обосновала причины отказа обществу в продлении срока действия разрешения на право организации универсального рынка, а указанное ею основание для отказа не соответствует представленным обществом документам. Иные основания для отказа в оспариваемом постановлении указаны не были.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела были названы иные основания в подтверждение невозможности организации обществом розничного универсального рынка по адресу: г. Саратов, пл. Кирова С.М., 1, в частности, отсутствие необходимости размещения обществом универсального рынка на пл. Кирова, 1 по причине плотности размещения торговых мест в центральном районе города, превышающей расчетные нормативы и потребности населения; несоответствие адресного ориентира земельного участка, предоставленного в аренду ООО “Сквер-3“ заявленному адресу места расположения розничного рынка; расположение земельного участка, на котором располагается организация розничного рынка, в красных линиях площади имени Кирова С.М., а также в составе рекреационной зоны. Аналогичные основания для оспаривания выводов судебных инстанций о наличии у заявителя права на продление срока действия разрешения на организацию розничного универсального рынка приведены и в кассационных жалобах.

Отклоняя довод об отсутствии необходимости размещения обществом рынка по причине превышения плотности размещения торговых мест в центральном районе города и потребности населения, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что в Приложении к Постановлению Правительства Саратовской области от 02.05.2007 N 194-ФЗ “О плане организации розничных рынков на территории Саратовской области“ не определяется расположение розничных рынков на территории г. Саратова, их качественные характеристики, а лишь их количество,
в связи с чем у суда не имелось оснований для вывода об отсутствии потребности в продлении срока действия требуемого обществом разрешения на право организации универсального рынка.

Кроме того, судебными инстанциями учтено и то обстоятельство, что постановление администрации г. Саратова от 05.07.2007 N 515 о выдаче ООО “Сквер-3“ разрешения от 06.07.2007 N 21 на право организации универсального рынка по адресу: г. Саратов, ул. Кирова С.М., 1, выдано после принятия вышеуказанного Постановления Правительства от 02.05.2007 N 194-ФЗ. Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Пунктом 4 Положения по определению требований к планировке, перепланировке и застройке рынков, расположенных на территории Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 18.06.2007 N 247-П установлено, что предельная минимальная площадь земельного участка, на котором располагается рынок, должна быть не менее 600 кв. метров.

С учетом того, что к заявлению ООО “Сквер-3“ о продлении срока действия разрешения на право организации розничного универсального рынка были приложены документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором организуется розничный рынок: свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок площадью 222 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Кирова С.М., 1, договор аренды земельного участка от 19.11.2003 N 1654, заключенный с администрацией г. Саратова, общей площадью 1701 кв. м с разрешенным использованием - временные торговые ряды с
последующей реконструкцией, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что общая площадь примыкающих земельных участков не нарушает требований, предусмотренных пунктом 4 Положения, утвержденного вышеназванным Постановлением Правительства Саратовской области от 18.06.2007 N 247-П.

Судами также отклонен довод о несоответствии адресного ориентира земельного участка, предоставленного в аренду ООО “Сквер-3“ заявленному адресу места расположения розничного рынка с учетом того, что примыкающие земельные участки находятся на площади им. Кирова С.М.

Кроме того, постановление администрации г. Саратова от 05.07.2007 N 515 о выдаче ООО “Сквер-3“ первоначального разрешения от 06.07.2007 N 21 на право организации универсального рынка по адресу: г. Саратов, пл. Кирова С.М., 1 было вынесено по аналогичным документам после вступления в силу Положения по определению требований к планировке, перепланировке и застройке рынков, расположенных на территории Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 18.06.2007 N 247.

С учетом изложенного следует признать несостоятельными доводы кассационных жалоб о том, что представленные заявителем документы не имеют отношения к возможности организации розничного рынка по адресу: г. Саратов, пл. им. Кирова С.М., 1.

Постановление администрации г. Саратова от 05.07.2007 N 515 о выдаче ООО “Сквер-3“ разрешения от 06.07.2007 N 21 на право организации универсального рынка по адресу: г Саратов, пл. Кирова С.М., д. 1, не оспаривалось в судебном порядке и не признано незаконным.

Довод кассационной жалобы о том, что оценка законности постановления администрации г. Саратова от 05.07.2007 N 515 должна была быть дана в рамках рассматриваемого дела, подлежит отклонению, поскольку правомерность заявленных обществом требований проверялась судом на предмет соответствия их закону или иному нормативному правовому акту. Делая вывод о недействительности
постановления администрации об отказе в продлении разрешения на право организации универсального рынка, суд первой инстанции исходил из несоответствия данного постановления положениям Федерального закона N 271-ФЗ. Ссылка в судебных актах на постановление администрации г. Саратова от 05.07.2007 N 515 обусловлена лишь тем обстоятельством, что данное постановление о выдаче ООО “Сквер-3“ разрешения на право организации универсального рынка было вынесено на основании тех же документов, которые были представлены обществом в обоснование права на продление срока действия указанного разрешения, но были признаны администрацией содержащими недостоверные сведения.

Согласно пункту 1.1 договора аренды земельного участка от 19.11.2003 N 1654, заключенного между администрацией г. Саратова и ООО “Сквер-3“, земельный участок предоставлен для временных торговых рядов с последующей реконструкцией. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка кадастровый номер 64:48:06 02 09:0136 разрешенное использование земельного участка - временные открытые торговые ряды.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал на то, что довод о невозможности организации рынка заявителем по причине расположения земельных участков, на которых планируется его организация, в “красных линиях“ и в составе рекреационной зоны, противоречит разрешенному использованию земельного участка в договоре аренды и в кадастровом паспорте на земельный участок.

Таким образом, аналогичные доводы, приведенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению с учетом того, что надлежащая оценка им дана судами первой и апелляционной инстанций.

При этом суд кассационной инстанции не усматривает нарушений со стороны нижестоящих судов норм материального или процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов по делу. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и собранным по делу доказательствам.

Предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения суда и постановления апелляционного суда отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 по делу N А57-621/2010 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.