Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.07.2010 по делу N А65-6021/2010 В удовлетворении заявления налогового органа о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) отказано правомерно, поскольку, несмотря на наличие в действиях предпринимателя состава правонарушения, к моменту рассмотрения кассационной жалобы налогового органа истек двухмесячный срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2010 г. по делу N А65-6021/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.04.2010

по делу N А65-6021/2010

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань, о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью “Фортуна“, г. Ростов на Дону, по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы
N 5 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - налоговый орган, заявитель) обратилась в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Фортуна“, г. Ростов-на-Дону (далее - ООО “Фортуна“, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.04.2010 в удовлетворении заявления отказано, производство по административному делу прекращено.

В апелляционном порядке законность решения суда первой инстанции не проверялась.

Не согласившись с выводами суда первой инстанции, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Фортуна“, полагая судебный акт суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель налогового органа в порядке статьи 49 АПК РФ изменил заявленные в кассационной жалобе требования, попросив исключить из мотивировочной части решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.04.2010 по делу N А65-6021/2010 вывод об отсутствии в действиях ООО “Фортуна“ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с учетом истечения к настоящему моменту срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, в остальной части оспариваемый судебный акт оставить без изменения.

Изменения приняты судом кассационной инстанции.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 21.07.2010 объявлялся перерыв до 23.07.2010 до 15.00.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 16.12.2009 налоговым
органом была проведена проверка обособленного подразделения пункта приема ставок букмекерской конторы и тотализатора ООО “Фортуна“, находящегося по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 71А.

В ходе проверки заявителем установлен факт осуществления ООО “Фортуна“ деятельности в сфере игорного бизнеса (прием платежей (ставок) от физических лиц) без соответствующей лицензии (разрешения).

Материалами проверки установлено, что ответчик имеет лицензию от 30.06.2009 N 5 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д. 64, офис 1 и г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, д. 22, литер Л. Однако отсутствует лицензия на организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах, предоставляющая организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 71А, вне игровой зоны.

По результатам проведения проверки налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении в отношении ответчика от 12.01.2010 N 16-01/205 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии в действиях ООО “Фортуна“ состава вменяемого административного правонарушения, а также указал на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах
в силу подпункта 104 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ подлежит лицензированию.

Согласно статье 2, пункту 1 статьи 7 Закона N 128-ФЗ вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим ее юридическим лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 244-ФЗ) букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

В силу положений статьи 8 Закона N 244-ФЗ организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр.

При этом в силу требований статьи 4 Закона N 244-ФЗ в приложении к лицензии должны быть указаны количество и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведении азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451 утверждено положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее - Положение о лицензировании).

Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой (пункт 2 Положения о лицензировании).

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных документах, а также проверку
возможности выполнения лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона N 128-ФЗ.

Проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит по каждому адресу предполагаемого места осуществления лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 128-ФЗ в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, помимо прочих сведений указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 5 статьи 9 Закона N 128-ФЗ установлена обязанность лицензиата сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения. Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности в пункте 1 статьи 11 Закона N 128-ФЗ обозначено как обстоятельство, порождающее обязанность лицензиата либо его правопреемника подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Системный анализ положений Федерального закона N 244-ФЗ позволяет сделать вывод, что законодатель не во всех случаях использует понятие “игорное заведение“ в смысле здания, помещения. Из логического толкования содержания статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ усматривается, что в данном случае понятие “игорное заведение“ используется в смысле юридического лица (организатора игр), поскольку речь идет о принадлежности игорным заведениям соответствующих лицензий.

Как следует из материалов дела, ООО “Фортуна“ в установленном порядке выдана лицензия от 30.06.2009 N 5 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах сроком до 29.06.2014.

Данной лицензией определены места осуществления ООО “Фортуна“ лицензируемого вида деятельности: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д. 64, офис N 01 и 344037, г. Ростов-на-Дону, ул. 20
линия, д. 22. литер Л.

В установленном законом порядке лицензия на осуществление ООО “Фортуна“ деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в помещении, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 71А, ООО “Фортуна“ не выдавалась.

Данное помещение на соблюдение лицензионных требований компетентным органом в порядке, установленном законом, не проверялось.

В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Факт осуществления ООО “Фортуна“ игорной деятельности по приему ставок и выплате вознаграждений по результатам спортивных состязании, то есть связанной с организацией и проведением азартных игр по адресу Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 71 А, без наличия на то специального разрешения, подтверждаются представленными налоговым органом доказательствами.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является ошибочным.

Вместе с тем, несмотря на наличие в действиях ООО “Фортуна“ состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд кассационной инстанции не может принять решение о привлечении заявителя к ответственности в связи с тем, что к моменту рассмотрения кассационной жалобы налогового органа истек двухмесячный срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ данные сроки не подлежат восстановлению, и суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В силу чего оснований для отмены решения суда первой инстанции суд кассационной инстанции не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.04.2010 по делу N А65-6021/2010 изменить, исключив из мотивировочной части решения вывод об отсутствии в действиях общества с ограниченной ответственностью “Фортуна“ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части указанное решение оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.