Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 06.05.2010 по делу N А65-21312/2009 В случаях исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по обязательствам муниципальных учреждений, исполнительный документ направляется в финансовый орган по месту открытия должнику как получателю бюджетных средств лицевых счетов. Неисполнение должником исполнительного листа в течение трех месяцев со дня его поступления является основанием для приостановления операций по расходованию средств на счетах должника.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2010 г. по делу N А65-21312/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения “Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани“, г. Казань,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010

по делу N А65-21312/2009

по заявлению муниципального учреждения “Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани“, г. Казань к Территориальному отделению Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по городу Казани, г. Казань, о признании незаконным действий, с участием третьих лиц: Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань,

установил:

муниципальное учреждение “Комитет внешнего благоустройства Исполнительного
комитета муниципального образования г. Казани“ (далее - муниципальное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному отделению Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по городу Казани (далее - отделение казначейства) о признании незаконными действий в части исполнения исполнительного документа (нарушение порядка).

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство финансов Республики Татарстан и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполнительный комитет).

Решением от 16.11.2009 заявление удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 решение отменено. В удовлетворении заявления муниципальному учреждению “Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани“ к Территориальному отделению Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по городу Казани о признании незаконными его действий в части исполнения исполнительного документа (нарушение порядка) и обязании отделения казначейства устранить допущенное нарушение прав и законных интересов муниципального учреждения, отказано.

Муниципальное учреждение обжаловало постановление суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального права.

Проверив законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2009 отменено решение суда первой инстанции от 28.11.2008 по делу N А65-13718/2008 и взыскано с муниципального учреждения в пользу общества с ограниченной ответственностью “Еврознак-Казань“ (далее - ООО “Еврознак-Казань“) 1 241 843 руб. долга, 10 000 руб. расходов по оплате услуг представителя, 17 310 руб. 76 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску, 965 руб.
40 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.07.2009 постановление суда апелляционной инстанции от 31.03.2009 оставлено без изменения.

Определением от 13.08.2009 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано в передаче этого дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора.

На основании постановления от 31.03.2009 суд апелляционной инстанции выдал ООО “Еврознак-Казань“ исполнительный лист от 01.04.2009 N 004256.

Отделение казначейства направило муниципальному учреждению уведомление от 22.04.2009 N 21-62/7-84/399 о поступлении ему исполнительного листа.

В уведомлении было указано на необходимость представления в срок до 07.05.2009 следующих документов: письма, содержащего информацию об источнике образования задолженности, а при образовании задолженности в результате деятельности, финансируемой из бюджета, о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного поручения на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа; при отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, заверенную копию запроса-требования главному распорядителю (распорядителю) о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В связи с неисполнением муниципальным учреждением исполнительного листа, отделение казначейства уведомлением от 21.07.2009 N 21062/7-84/522 сообщило ему о том, что на основании пунктов 3 и 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) осуществление операций по расходованию средств на его лицевых счетах приостановлено с 22.07.2009 до момента устранения нарушений.

Суд первой инстанции, удовлетворяя
заявление муниципального учреждения, пришел к выводу о том, что взыскание по исполнительному листу должно осуществляться за счет казны муниципального образования г. Казани в лице Исполнительного комитета, как органа местного самоуправления в порядке статьи 242.2 БК РФ. Тем самым признал, что отделение казначейства своими действиями нарушило права и законные интересы муниципального учреждения.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение, правомерно признал данные выводы ошибочными.

В соответствии с главой 24.1 БК РФ организация исполнения требований судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений возложена на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений.

Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан и его территориальные отделения осуществляют открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений Республики Татарстан, а на основании заключенных с муниципальным образованием бюджетных соглашений - открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений согласно Положению о Департаменте казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику, как получателю средств местного бюджета, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Глава 24.1 БК РФ не позволяет отделениям казначейства при организации исполнения судебных актов самостоятельно определять должников по исполнительным листам.

Пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ установлено, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа),
направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 21.04.2009 исполнительный лист с приложенными к нему документами поступил в отделение казначейства на исполнение в порядке, предусмотренном статьей 242.5 БК РФ.

Муниципальное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, имеет смету доходов и расходов, отдельный баланс, а также лицевые счета для учета бюджетных средств в отделении казначейства.

На основании пункта 2 статьи 242.5 БК РФ муниципальному учреждению было направлено вышеуказанное уведомление от 22.04.2009 N 21-62/7-84/399.

В соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 БК РФ муниципальное учреждение обратилось с письмом (запросом-требованием) в финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани с просьбой о выделении необходимой суммы для исполнения исполнительного листа. Данный факт муниципальное учреждение не оспаривает.

Согласно пункту 5 статьи 242.5 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Пунктом 6 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения
исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

На основании данной нормы отделение казначейства направило муниципальному учреждению вышеуказанное уведомление от 21.07.2009 N 21062/7-84/522 о приостановлении осуществления операций по расходованию средств на его лицевых счетах.

Исходя из указанных обстоятельств, действия отделения казначейства при организации исполнения исполнительного листа правомерно признаны судом апелляционной инстанции соответствующими требованиям статьи 242.5 БК РФ.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что муниципальное учреждение при исполнении контракта по которому образовалась задолженность выступало как орган местного самоуправления от имени муниципального образования г. Казани, а не как самостоятельный участник хозяйственного оборота, а также о необходимости применения порядка исполнения исполнительного листа, определенного статьей 242.2 БК РФ, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Кроме того, суд апелляционной инстанции установил также нарушение судом первой инстанции норм процессуального права при принятии решения от 16.11.2009, которые согласно части 3 статьи 270 АПК
РФ также являлись основанием для его отмены.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В резолютивной части решения суда первой инстанции не содержится указания на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность отделения казначейства совершить определенные действия, направленные на устранение нарушений прав и законных интересов муниципального учреждения.

Несоблюдение судом первой инстанции указанной процессуальной нормы делает принятое им решение неисполнимым.

Таким образом, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу N А65-21312/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.