Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2010 по делу N А49-9672/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконными действий администрации по отзыву подписи в схемах расположения земельных участков отказано правомерно, поскольку названные действия не явились основанием для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета и не повлекли для предпринимателя никаких негативных последствий или нарушения его законных интересов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2010 г. по делу N А49-9672/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2010.

Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. г. Пенза,

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010

по делу N А49-9672/2009

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. г. Пенза, к администрации г. Пензы, г. Пенза, Управлению Федеральной регистрационной службы по Пензенской области, о признании незаконными действий,

установил:

решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.12.2009 индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. отказано (далее - ИП Ковалев В.В., предприниматель) в
удовлетворении требований о признании незаконными проверенных на соответствие Федеральному закону “О государственном кадастре недвижимости“ и Земельному кодексу Российской Федерации действий администрации г. Пензы по отзыву подписи в схемах расположения земельных участков, выразившихся в письме от 22.05.2009 N 8-К-849, и действий Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области), выразившихся в снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 58:29:02005005:66 площадью 1495 кв. м и 58:29:02005005:67 площадью 1311 кв. м, расположенных по адресу соответственно: г. Пенза, ул. Кордон Студеный, 41а, и г. Пенза, ул. Кордон Студеный, 41, в обязании Управления Росреестра по Пензенской области осуществить действия по постановке на кадастровый учет перечисленных выше земельных участков.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ИП Ковалев В.В. просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.

Как следует из материалов дела, администрация проинформировала Управление Росреестра по Пензенской области письмом от 22.05.2009 N 8-К-849 об обращении ИП Ковалева В.В. с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков площадью 1311 кв. м (кадастровый номер: 58:29:02005005:67) и 1495 кв. м (кадастровый номер: 58:29:02005005:66) при нежилых зданиях по ул. Кордон Студеный, 41 и 41 а, об отзыве подписей со схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории и просила провести снятие с кадастрового учета данных земельных участков.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа
местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев, перечисленных в подпунктах 1 - 5 указанного пункта.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон N 221-ФЗ) отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом N 221-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом
кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусматривает, в частности, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Согласно статье 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, а с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства - собственники таких объектов недвижимости и собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.

Проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер и предусматривает обращение заинтересованного лица в уполномоченные органы с предоставлением документов, необходимых для кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Часть 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ устанавливает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.

Заявитель является собственником объектов недвижимости: гаража площадью 274,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Кордон Студеный, 41, и склада площадью 96,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Кордон Студеный, 41а, о чем выданы свидетельства о
государственной регистрации права от 12.11.2003 серии 58 КТ N 316458 и N 316456.

ИП Ковалев В.В. 03.03.2009 обратился в Управление Росреестра по Пензенской области с заявлением N 5829/101/09-911 о постановке на кадастровый учет земельных участков площадью 1311 кв. м +/- 13 кв. м по адресу: г. Пенза, ул. Кордон Студеный, 41, и площадью 1495 кв. м +/- 13 кв. м по адресу: г. Пенза, ул. Кордон Студеный, 41а.

Решением Управления Росреестра по Пензенской области от 23.03.2009 N 29/09-2784 осуществлен кадастровый учет названных объектов недвижимости в кадастровом квартале 58:29:02005005.

ИП Ковалеву В.В. выданы кадастровые паспорта N 5829/202/09-1571 и N 5829/202/09-1570, согласно которым земельному участку площадью 1311 кв. м +/- 13 кв. м, находящемуся по адресу: г. Пенза, ул. Кордон Студеный, 41, присвоен кадастровый номер 58:29:02005005:67, а земельному участку площадью 1495 кв. м +/- 13 кв. м, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Кордон Студеный, 41а, кадастровый номер 58:29:02005005:66.

В силу части 4 статьи 24 и части 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ кадастровые сведения о названных земельных участках носят временный характер.

Названные земельные участки образованы за счет земель населенных пунктов, а именно: муниципального образования города Пензы. Земельный участок с кадастровым номером 58:29:02005005:67 является вновь образованным, а земельный участок с кадастровым номером 58:29:02005005:66 образован из земельного участка с кадастровым номером 58:29:02005005:13. Согласно кадастровому плану территории земельный участок с кадастровым номером 58:29:02005005:13 находится в государственной собственности.

Управление и распоряжение образованными земельными участками находится в компетенции администрации как органа местного самоуправления.

Администрация г. Пензы 17.07.2009 обратилась в Управление Росреестра по Пензенской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных
участков с кадастровыми номерами 58:29:02005005:66 и 58:29:02005005:67. Решением от 30.07.2009 N 29/09-8970 земельные участки с кадастровыми номерами 58:29:02005005:66 и 58:29:02005005:67 сняты с кадастрового учета.

Снятие с кадастрового учета земельных участков, сведения о которых носят временный характер, осуществлено решением Управления Росреестра по Пензенской области, являющегося полномочным органом в сфере кадастровых отношений, на основании заявления собственника земельных участков. В действиях Управления Росреестра по Пензенской области отсутствуют нарушения требований кадастрового законодательства.

Действия администрации по отзыву подписи в схемах расположения земельных участков, выраженные в письме от 22.05.2009 N 8-К-849 не устанавливают ни для заявителя, ни для лица, которому они адресованы, каких-либо обязанностей, не содержат властных распоряжений и требований, обязательных для исполнения вторым ответчиком, и не являются основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, не порождают каких-либо правовых последствий для предпринимателя.

Названные действия администрации г. Пензы не явились основанием для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета и не повлекли для предпринимателя никаких негативных последствий или нарушения его законных интересов.

Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу N А49-9672/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.