Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 08.04.2010 по делу N А12-20381/2009 Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 20.01.2010, которым отказано в признании недействующим постановления главы Волгограда от 11.09.2009 N 2306 “О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 28.05.2009 N 1184 “О согласовании основных производственных показателей и об установлении тарифов муниципальному унитарному предприятию “Волгоградское коммунальное хозяйство“ по горячей воде“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2010 г. по делу N А12-20381/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Тепловые сети“ Дзержинского района г. Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.01.2010

по делу N А12-20381/2009

по заявлению муниципального унитарного предприятия “Тепловые сети“ Дзержинского района г. Волгограда к главе г. Волгограда, администрации г. Волгограда, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества “Волгоградгоргаз“, МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“, Волгоградской городской Думы, Управления по региональным тарифам Волгоградской области, администрации Волгоградской области, Прокуратуры Волгоградской области, о
признании недействующими нормативно-правовых актов,

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Тепловые сети“ Дзержинского района г. Волгограда (далее - заявитель, МУП “Тепловые сети“) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к главе Волгограда и администрации г. Волгограда (далее - Администрация) о признании недействующим постановления главы Волгограда от 11.09.2009 N 2306 “О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 28.05.2009 N 1184 “О согласовании основных производственных показателей и об установлении тарифов муниципальному унитарному предприятию “Волгоградское коммунальное хозяйство“ по горячей воде“ недействующим с момента его принятия.

Заявителем к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество “Волгоградгоргаз“.

Определениями арбитражного суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“, Волгоградская городская Дума, Управление по региональным тарифам Волгоградской области, администрация Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2010 на основании ходатайства представителя заявителя, в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), настоящее дело объединено с делом А12-25371/2009 предметом рассмотрения которого является признание постановления главы Волгограда от 28.05.2009 N 1184 (в редакции постановления главы Волгограда от 11.09.2009 N 2306) “О согласовании основных производственных показателей и об установлении тарифов муниципальному унитарному предприятию “Волгоградское коммунальное хозяйство“ по горячей воде“ недействующим с момента его принятия.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.01.2010 в удовлетворении заявлений о признании недействующими постановления главы Волгограда от 11.09.2009 N 2306 и постановления главы Волгограда от 28.05.2009 N 1184 отказано.

В кассационной жалобе МУП “Тепловые сети“ просит отменить состоявшееся по делу решение и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального
и процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Ко дню рассмотрения жалобы от Администрации Волгограда поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, мотивированное поздним получением определения о принятии кассационной жалобы, недостаточностью времени для подготовки отзыва на жалобу и определения необходимости непосредственного участия в судебном заседании.

Данное ходатайство судебной коллегией отклонено с учетом того, что в деле имеются все необходимые документы, в том числе письменные возражения Администрации Волгограда, позволяющие полно и всесторонне рассмотреть дело, с соблюдением прав и законных интересов участвующих в деле лиц.

В судебном заседании представитель МУП “Тепловые сети“ поддержал кассационную жалобу.

Прокурор просил оставить решение суда в силе.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 28.05.2009 главой Волгограда принято постановление N 1184 “О согласовании основных производственных показателей и об установлении тарифов муниципальному унитарному предприятию
“Волгоградское коммунальное хозяйство“ по горячей воде“. Постановлением главы Волгограда от 11.09.2009 N 2306 в постановление главы Волгограда от 28.05.2009 N 1184 были внесены изменения.

Оспаривая данные нормативные правовые акты, МУП “Тепловые сети“ сослалось на то, что они приняты главой Волгограда с превышением его полномочий, что установленные ими тарифы являются экономически необоснованными, что нормативный правовой акт, принятый 11.09.2009 распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 01.06.2009, что противоречит действующему законодательству.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что главой Волгограда оспариваемые нормативные акты были приняты в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом от 30.12.2004 N 210 “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 13.01.2006 N 27/521 “О порядке регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства“; что при принятии оспариваемых постановлений были учтены все особенности тарифного регулирования по горячей воде, обоснованно применен метод установления фиксированных тарифов; что оспариваемые нормативные правовые акты не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд кассационной инстанции считает выводы суда законными и обоснованными.

Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а в случаях наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, - органы местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ
“Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ на органы местного самоуправления возложена обязанность устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к таким тарифам в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индекс в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“ к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на горячую воду. Пунктом 47 названного постановления предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Письмом Минрегионразвития Российской Федерации от 02.05.2007 N 8166/РМ/07 “О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги“ разъяснено, что тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004, N 210-ФЗ, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда отнесено регулирование в порядке, установленном городской Думой, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Пунктом 3.1 Положения об органе по регулированию цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградской городского Совета народных депутатов от
13.01.2006 N 27/521 “О порядке регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства“ орган регулирования рассматривает и устанавливает в пределах своей компетенции цены и тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормативные акты были приняты главой Волгограда в соответствии с полномочиями, предоставленные Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 13.01.2006 N 27/521 “О порядке регулирования цен и тарифов сфере жилищно-коммунального хозяйства“.

Федеральная служба по тарифам письмом от 27.05.2009 N ДС-3523/5 разъяснила, что в настоящее время в отсутствие методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса необходимо руководствоваться Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования). Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий: осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

При этом если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду.

МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“ является организацией коммунального комплекса, которая в соответствии с уставной деятельностью, с учетом статуса переданного
имущества теплосетевого хозяйства, непосредственно осуществляет производство горячей воды, оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб, метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской в Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“.

Приведенный в решении суда расчет тарифа на горячую воду, установленный муниципальному унитарному предприятию “Волгоградское коммунальное хозяйство“, обусловлен соответствующими нормативными правовыми актами, регулирующими вышеназванные составляющие тарифа.

Давая оценку обоснованности применения органом регулирования одного из методов установления тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, - метода установления фиксированных тарифов, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что применение иных методов - метода установления предельных тарифов и метода индексации установленных тарифов, основанных на анализе предыдущей деятельности организации коммунального комплекса, не представлялось возможным из-за отсутствия деятельности МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“ в предыдущем периоде (данная организация приступила к оказанию услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению только с 01.06.2009 г.).

Таким образом, суд первой инстанции не усмотрел нарушений действующего законодательства со стороны органа регулирования, применившего при установлении тарифов на горячее водоснабжение метод установления фиксированных тарифов, при использовании которого тарифы на товары и услуги организаций
коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.

Возражая против выводов суда о том, что при принятии оспариваемых постановлений были учтены все особенности тарифного регулирования по горячей воде и обоснованно применен метод установления фиксированных тарифов, заявитель кассационной жалобы не привел каких-либо доводов и доказательств в подтверждение своих возражений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.

Поскольку в хозяйственное ведение МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“ передана коммунальная инфраструктура всего муниципального теплосетевого хозяйства г. Волгограда, соответственно потребители муниципального образования города - героя Волгограда, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80% услуг, оказываемых МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что принятые главой Волгограда оспариваемые нормативные акты противоречат статьям 113, 114, 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и создают дополнительные препятствия для МУП “Тепловые сети“ Дзержинского района города Волгограда по владению и пользованию имуществом теплосетевого хозяйства.

При этом суд исходил из того, что согласно представленным Администрацией документам имущество теплосетевого хозяйства МУП “Волгоградское коммунальное
хозяйство“ было передано из муниципальной казны путем принятия соответствующих муниципальных правовых актов.

Решением Волгоградской Городской Думы от 03.09.2008 N 7У224 “О даче согласия на закрепление на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Волгоградское коммунальное хозяйство“ муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда“ было дано согласие на закрепление в установленном действующем законодательством порядке на праве хозяйственного ведения за МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“ муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к теплосетевому хозяйству Волгограда.

В соответствии с постановлением главы Волгограда от 07.11.2008 N 2313 “Об исключении муниципального имущества из состава муниципальной имущественной казны Волгограда и закреплении его на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием “Волгоградское коммунальное хозяйство“ и передаточным актом от 01.06.2009, подписанным Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда и МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“ имущество теплосетевого хозяйства согласно приложению было передано МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“.

С 01.06.2009 постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 13.05.2009 N 14 “Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“ установлены тарифы для МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“ как организации коммунального комплекса, которая осуществляет на территории Волгограда услуги по теплоснабжению, а также непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Что касается доводов заявителя о незаконном распространении действия нормативного акта - постановления главы Волгограда N 2306, принятого 11.09.2009, на правоотношения, возникшие с 01.06.2009, то данные доводы также следует признать необоснованными, правомерно отклоненными судом первой инстанции с учетом следующего.

Оспариваемым заявителем постановлением главы Волгограда от 28.05.2009 N 1184 Муниципальному унитарному предприятию “Волгоградское коммунальное хозяйство“
установлены тарифы на горячую воду, действующие, согласно пункту 2 названного постановления, с 01.06.2009 г.

Постановлением главы Волгограда от 11.09.2009 N 2306 в указанное выше постановление от 28.05.2009 N 1184 внесены изменения, в силу которых пункт 2 изложен в редакции, уточняющей период действия установленных тарифов - с 01.06.2009 по 31.05.2010. Данные изменения касались, по сути, только определения окончания периода действия тарифов, в связи с чем распространение действия данных изменений на правоотношения, возникшие с 01.06.2009 г. не нарушало и не могло нарушить чьих-либо прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не нарушают права и законные интересы заявителя - МУП “Тепловые сети“ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности исходя из того, что согласно справки МУП “Волгоградское коммунальное хозяйство“ от 15.12.2009 заявитель не является потребителем услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

Оспаривая данный вывод суда, заявитель в кассационной жалобе не привел доказательств того, что он фактически являлся потребителем горячей воды.

В кассационной жалобе заявителем также приведены доводы о том, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство заявителя о проверке полномочий главы Волгограда Гребенникова Р.Г. на подписание оспариваемых нормативных актов, в то время как материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что на дату вынесения оспариваемых нормативных актов глава Волгограда действительно находился при исполнении своих обязанностей, а не был в командировке, в отпуске или по каким-либо иным причинам не мог исполнять свои обязанности.

Данные доводы подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку из материалов дела не следует, что у суда имелись основания для проведения указанной проверки. Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемые постановления не были или не могли быть подписаны главой Волгограда Гребенниковым Р.Г. и что опубликованный текст нормативных актов не идентичен подлинным экземплярам, заявителем не представлены.

Таким образом, отклонение судом заявленного ходатайства заявителя следует признать обоснованным, разрешенным в соответствии со ст. 159 АПК РФ, не повлиявшим на правильность принятого судом решения по делу.

С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие нарушений со стороны суда первой инстанции норм материального или процессуального права при вынесении обжалуемого решения по делу, а также считая выводы суда, отказавшего в удовлетворении заявленных требований, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на надлежащем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции не усматривает наличие предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.01.2010 по делу N А12-20381/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия “Тепловые сети“ Дзержинского района г. Волгограда в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.

Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.