Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.03.2010 по делу N А12-10148/2009 Дело по заявлению о признании незаконной отмены ненормативного акта в порядке самоконтроля передано на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо проверить соответствие оспариваемого постановления на дату его принятия законодательству и дать оценку действиям истца, направленным на получение разрешительной документации. При несоответствии ненормативных актов местного самоуправления закону на дату их принятия органы, их издавшие, могут отменить такие акты, как противоречащие законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2010 г. по делу N А12-10148/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Стройлюкс“, г. Волгоград,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009

по делу N А12-10148/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Стройлюкс“, г. Волгоград, к администрации Волгограда, г. Волгоград, главе Волгограда Ф.И.О. г. Волгоград, заместителю главы Волгограда Ф.И.О. г. Волгоград, о признании недействительными ненормативных правовых актов, при участии заинтересованных лиц: Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград, Комитета по градостроительству и
архитектуре Волгограда, г. Волгоград,

установил:

решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2009 удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью “Стройлюкс“ (далее - ООО “Стройлюкс“, общество) признаны недействительными как несоответствующие статьям 28, 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 24, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации: 1) постановление главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 “Об отмене постановлений администрации Волгограда“ (в части пункта 1.1); 2) постановление главы Волгограда от 13.03.2009 N 557 “Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-134) для строительства объекта ООО “Стройлюкс“. Суд обязал администрацию Волгограда предоставить ООО “Стройлюкс“ в аренду на три года для строительства здания земельный участок с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0118, площадью 613 кв. м. по пр. им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, д. 157а в Дзержинском районе г. Волгограда согласно акту о его выборе, утвержденному постановлением от 28.02.2006 N 474 о предварительном согласовании места размещения объекта.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2009 отменено по делу принят новый судебный акт. Суд отказал ООО “Стройлюкс“ в удовлетворении требований о признании недействительным постановления главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 “Об отмене постановлений администрации Волгограда“, постановления главы администрации Волгограда от 13.03.2009 N 557 “Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-134) для строительства объекта ООО “Стройлюкс“, об обязании администрации Волгограда предоставить ООО “Стройлюкс“ в аренду на три года для строительства здания земельный участок с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0118 площадью 613 кв. м по пр. им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, д. 157а, в Дзержинском районе г. Волгограда, согласно акту о его выборе, утвержденному
постановлением администрации Волгограда от 28.02.2006 N 474 о предварительном согласовании места размещения объекта.

В кассационной жалобе ООО “Стройлюкс“ просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованного судебного акта, находит его подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Волгограда от 28.02.2006 N 474 ООО “Стройлюкс“ предварительно согласовано место размещения 20-этажного административного здания на земельном участке площадью 613 кв. м (учетный N 3-115-134), расположенном по пр. им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова между жилыми домами N 157 и N 161 в Дзержинском районе г. Волгограда и утвержден акт выбора участка от 01.02.2006 N АВ-06-445.

В дальнейшем названный земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 34:34:03 00 69:0118.

Согласно справке муниципального учреждения “Городской информационный центр“ от 28.03.2007 данному участку был присвоен почтовый адрес: пр. им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, д. 157а.

ООО “Стройлюкс“ было получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 25 декабря 2008 года 34.12.01.000.Т.000944.12.08, согласно которому использование земельного участка соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

ООО “Стройлюкс“ с заявлением без даты и номера, поступившим 24.02.2009 вх. N 5549, обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда за предоставлением ему испрашиваемого земельного участка для строительства.

Постановлением главы Волгограда от 13.03.2009 N 557 за подписью заместителя главы Кузьмичева А.В. обществу было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку в связи с принятием постановления главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 “Об отмене постановлений администрации Волгограда“ утрачены основания для его предоставления.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Апелляционный суд неправильно истолковал статью 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ полагая, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт без каких-либо условий или ограничений.

По делу рассмотрено требование о признании незаконной отмены ненормативного акта в порядке самоконтроля, то есть о соответствии оспариваемого ненормативного акта на дату его принятия закону. При несоответствии ненормативных актов местного самоуправления закону на дату их принятия, органы их издавшие, могут отменить такие акты как противоречащие законодательству.

По смыслу статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта планировки территории учитываются существующие красные линии, линии, обозначающие дороги,
улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков.

При подготовке проектов изменения красных линий должны учитываться уже сформированные земельные участки.

В материалах дела находится кадастровый план испрашиваемого земельного участка.

Данные обстоятельства, применительно к статьям 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации судом не были оценены.

В соответствии со статьей 45
Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети “Интернет“.

Согласно пункту 15 данной статьи такой документацией является документация по планировке территории, утверждаемая главой местной администрации муниципального района.

При новом рассмотрении дела необходимо оценить данные обстоятельства и проверить, соответствовало ли постановление главы города Волгограда от 20.03.2008 N 597 на дату его принятия законодательству.

При новом рассмотрении дела апелляционный суд, оценивая нарушение прав общества, должен дать оценку действиям заявителя, направленным на получение разрешительной документации.

Выводы арбитражного апелляционного суда о применении норм права не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу N А12-10148/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.