Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2010 по делу N А06-4656/2009 Дело о признании решения и предписания антимонопольного органа о недопущении ограничения конкуренции в связи с включением в договор о присоединении сетей связи условий, не предусмотренных нормативными актами, направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не исследовал вопрос о том, распространяются ли на контрагента заявителя установленные нормативными правовыми актами в области связи требования о необходимости представления присоединяющему оператору связи проектно-сметной документации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2010 г. по делу N А06-4656/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009

по делу N А06-4656/2009

по заявлению открытого акционерного общества “Южная телекоммуникационная компания“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “Предприятие связи “Телекомсервис“, о признании решения и предписания недействительными,

установил:

открытое акционерное общество “Южная телекоммуникационная компания“ (далее
- ОАО “ЮТК“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, Управление, антимонопольный орган) от 06.07.2009 по делу N 04-К-03-09.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе антимонопольный орган просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, в удовлетворении заявления общества отказать.

В заседании суда 04.03.2010 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 15 часов 40 минут 09.03.2010.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришла к выводу о необходимости отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, решение от 06.07.2009 по делу N 04-К-03-09 было вынесено УФАС по Астраханской области по результатам рассмотрения заявления ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ о нарушении ОАО “ЮТК“ антимонопольного законодательства, выразившегося в том, что в договор о присоединении сетей электросвязи от 21.07.2008 N 33/57, предложенный ОАО “ЮТК“, как оператором сети связи общего пользования, для заключения с ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“, включены условия, не предусмотренные нормативными актами в области связи, в частности, условия пункта 4 раздела III приложения N 1 к данному договору, содержащие требования об обязанности ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ предоставить следующие документы, необходимые
для предоставления услуг по пропуску трафика:

- комплект согласованной проектно-сметной документации на присоединение, содержащей схему организации присоединения и имеющей положительное экспертное заключение;

- документы, подтверждающие регистрацию сети электросвязи федеральным органом исполнительной власти по надзору в области связи и/или иные правоустанавливающие документы на использование сети объекта электросвязи.

В соответствии с принятым антимонопольным органом решением от 06.07.2009 N 04-К-ОЗ-09 ОАО “ЮТК“ признано нарушившим пункт З части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции).

На основании указанного решения УФАС по Астраханской области выдало ОАО “ЮТК“ предписание N 04-К-03-09 о недопущении действий, результатом которых может являться ограничение конкуренции, и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции, с требованием:

1) в срок до 23.07.2009 исключить из пункта 4 раздела III приложения N 1 к договору N 33/57 о присоединении сетей электросвязи от 21.07.2008 требование, обязывающее ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ представлять для заключения договора о присоединении комплект согласованной проектно-сметной документации на присоединение, содержащей схему организации присоединения;

2) в срок до 23.07.2009 условия пункта 3 части III раздела “Общие технические условия присоединения сетей электросвязи“ и пункта 4 Условий присоединения сетей электросвязи операторов связи к сети электросвязи ОАО “ЮТК“, установленных Приказом ОАО “ЮТК“ от 27.02.2008 N 0062-П в части предоставления “комплекта согласованной проектно-сметной документации на присоединение, содержащей схему организации присоединения и имеющей положительное экспертное заключение“ и “документов, подтверждающих регистрацию сети электросвязи федеральным органом исполнительной власти по надзору в области связи и/или иные правоустанавливающие документы на использование сети/объекта электросвязи“ привести в соответствии с Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации
от 28.03.2005 N 161 и Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными Приказом Минсвязи Российской Федерации от 09.09.2002 N 113.

ОАО “ЮТК“, не согласившись с принятыми решением и предписанием, обжаловало их в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ОАО “ЮТК“ требования, исходил из того, что антимонопольном органом не доказан факт нарушения заявителем пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемых ненормативных актов.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов не соответствующими нормам материального права, основанными на неполном исследовании обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.

Подпунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

ОАО “ЮТК“ в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 24.10.2005 N 40 включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. Решением правления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике от 18.12.2002 N 21/11-1-р ОАО “ЮТК“ внесено в реестр субъектов естественных монополий в области связи.

Таким образом, для ОАО “ЮТК“ заключение договора о присоединении сетей электросвязи является обязательным в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“.

В соответствии с решением антимонопольного органа от 06.07.2009 по делу N 04-К-03-09 требования ОАО “ЮТК“, установленные
пунктом 4 раздела III приложения N 1 к договору от 21.07.2008 N 33/57 о присоединении сетей электросвязи, об обязательном предоставлении ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ для заключения договора о присоединении “комплекта согласованной проектно-сметной документации на присоединение, содержащей схему организации присоединения и имеющей положительное экспертное заключение“ и “документов, подтверждающих регистрацию сети электросвязи федеральным органом исполнительной власти по надзору в области связи и/или иные правоустанавливающие документы на использование сети/объекта электросвязи“, противоречат Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161 и Правилам ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденным Приказом Минсвязи Российской Федерации от 09.09.2002 N 113.

Такие действия ОАО “ЮТК“, выразившиеся в навязывании ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ невыгодных условий договора от 21.07.2008 N 33/57 о присоединении сетей электросвязи признаны ущемляющими интересы ООО “ПС “Телекомсервис“ и ограничивающими конкуренцию на рынке услуг местной телефонной связи в Астраханской области.

Опровергая вывод антимонопольного органа о нарушении действиями ОАО “ЮТК“ антимонопольного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в силу пункта 1 статьи 16 Правил присоединения сетей электросвязи проектно-сметная документация является необходимым условием получения услуги присоединения, в этой связи включение Обществом в пункте 4 раздела III приложения N 1 к договору от 21.07.2008 N 33/57 обязанности предоставления ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ комплекта согласованной проектно-сметной документации на присоединение не противоречит действующему законодательству; статьей 43.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ (далее - Закон о связи) определено, что для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности сети связи общего пользования является обязательной оценка соответствия системного проекта сети связи требованиям в области
связи, установленным настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, такая оценка осуществляется в форме экспертизы; пункт 1 статьи 43.2 вышеуказанного Закона устанавливает, что регистрации подлежит входящая в сеть связи общего пользования сеть электросвязи в случае, если расчетные значения монтированной емкости такой сети электросвязи или их изменения превосходят установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи соответствующие значения; использование сети электросвязи, подлежащей регистрации, без регистрации не допускается.

При этом судами отклонены доводы антимонопольного органа о том, что в силу положений Приказа Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.09.2002 N 3804), АТС, в том числе выносы и подстанции с максимальной проектной емкостью до 512 номеров включительно на городских телефонных сетях с линейными и межстанционными сооружениями не нуждаются в проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации и регистрации сети федеральным органом исполнительной власти по надзору в области связи. Основанием к отклонению данных доводов послужило то обстоятельство, что согласно имеющемуся в материалах дела проекту договора от 21.07.2008 N 33/57, приложение N 5, используемый ресурс нумерации ООО “ПС “Телекомсервис“ составляет 1000 номеров, иное ничем не подтверждено и на момент обращения ООО “ПС “Телекомсервис“ к ОАО “ЮТК“ по вопросу о присоединении никаких документов, подтверждающих, что ресурс нумерации присоединяемой АТС будет составлять менее 512 номеров, в Астраханский филиал ОАО “ЮТК“ не представлялось.

Между тем, в силу пункта 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113 критерием необходимости наличия утвержденной проектно-сметной документации и заключения государственной экспертизы проекта является проектная емкость
АТС, а не ресурс нумерации. А в соответствии с пунктом 1 статьи 43.2 Закона о связи необходимость регистрации сети электросвязи, входящей в сеть общего пользования, зависит от расчетных значений монтированной емкости такой сети электросвязи в сравнении с соответствующими значениями, установленными федеральным органом исполнительной власти.

Значения монтированной емкости сетей электросвязи и их изменения, при которых сети электросвязи подлежат регистрации, утверждены Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 13.02.2008 N 19 (далее - Значения).

В соответствии с пунктом 6 в указанных Значений для сети местной телефонной связи, функционирующей в пределах внутригородской территории города федерального значения установлены значения монтированной емкости, при превышении которых сеть электросвязи подлежит регистрации, - 600 эквивалентных портов. При этом расчетные соотношения, которыми определяются значения монтированной емкости сетей электросвязи для целей регистрации (Приложение к Значениям) не зависят от используемого ресурса нумерации.

В письме от 16.10.2008 N 346 (т. 1, л. д. 60), адресованном ОАО “ЮТК“ и касающемся урегулирования протокола разногласий к договору присоединения, ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ указало на то, что емкость его АТС не превышает 512 номеров, в связи с чем в силу пункта 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений сети связи, утвержденных Приказом Минсвязи Российской Федерации от 09.09.2002 N 113, не требуется проектная документация и ее экспертиза. Кроме того, согласно указанному письму расчетные значения монтированной емкости сети связи ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ не превосходят соответствующие значения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи.

В своем решении антимонопольный орган, исходя из технических характеристик присоединяемой АТС, принадлежащей ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ также сделал вывод о том, что емкость данной АТС не
превышает 512 номеров (т. 1, л. д. 22).

Указанные доводы и обстоятельства не приняты во внимание судебными инстанциями при вынесении судебных актов по делу.

Делая вывод о том, что включение в договор присоединения условий, оспариваемых ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“, не является нарушением антимонопольного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций не исследовали и не дали надлежащую оценку вопросу о том, распространяются ли установленные нормативными правовыми актами в области связи требования о необходимости представления присоединяющему оператору связи проектно-сметной документации, имеющей положительное экспертное заключение и документов, подтверждающих регистрацию сети электросвязи, на ООО “Предприятие связи “Телекомсервис“ с учетом показателей проектной и монтированной емкости присоединяемой АТС.

С учетом того, что данный вопрос является существенным для рассмотрения спора и судебные акты, вынесенные без его разрешения, нельзя признать основанными на надлежащем исследовании и оценке представленных доказательств и правильном применении норм материального права, судебные акты по делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо исследовать имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие об обоснованности включения в договор от 21.07.2008 N 33/57 спорных условий с учетом пункта 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113, а также с учетом Значений монтированной емкости сетей электросвязи и их изменения, при которых сети электросвязи подлежат регистрации, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 13.02.2008 N 19. По результатам рассмотрения данных вопросов суду необходимо сделать вывод о наличии или отсутствии нарушений антимонопольного законодательства в действиях ОАО “ЮТК“ при заключении им договора от 21.07.2008 N 33/57 о присоединении сетей
электросвязи.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А06-4656/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.