Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2010 по делу N А55-17464/2009 Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2009, которым были признаны недействующими Постановление главы городского округа Самара от 20.10.2008 N 863 “Об утверждении Положения о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара“ и Положение о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2010 г. по делу N А55-17464/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, и главы городского округа Самара, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2009

по делу N А55-17464/2009

по заявлению заместителя прокурора Самарской области, к главе городского округа Самара, о признании недействительным нормативного акта, при участии третьих лиц: администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

установил:

заместитель прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании постановления главы городского округа Самара от 20.10.2008 N 863
“Об утверждении положения о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара“ и положения о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара недействующими и не соответствующими части 2 статьи 1, части 1 статьи 16, части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), статей 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2009 заявленные требования удовлетворены.

Законность указанного решения в апелляционной инстанции не проверялась.

В кассационных жалобах Департамент управления имуществом городского округа Самара и глава городского округа Самара просят указанный судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2009 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, постановлением главы городского округа Самара от 20.10.2008 N 863 утверждено положение о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара.

Постановление принято в целях организации благоустройства, официально опубликовано 23.10.2008 в “Самарской газете“ N 195 (3988).

Суд кассационной инстанции находит указанное постановление недействительным в силу следующего.

Согласно части 2 статьи 1 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а
в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Частью 1 статьи 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определены вопросы местного значения городского округа. В области собственности к ним относится только владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В области торговли и общественного питания к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (часть 1 статья 17 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами,
распоряжаться им иным образом.

Статьей 264 ГК РФ предусмотрено, что лица, не являющееся собственниками земельного участка имеют право владения и право пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором.

В соответствии со статьей 11 ГК РФ защита гражданских прав в административном порядке допускается только в случае, предусмотренном законом, во всех остальных случаях защита прав осуществляется судебными органами. Действующее законодательство не предоставляет административным органам права принимать решения о сносе самовольных построек, следовательно, такие решения может принимать только суд.

Решение вопросов о сносе самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка не относится к компетенции административных органов. Гражданское законодательство основано на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, судебной защиты нарушенных прав. Распоряжение о сносе в той или иной степени нарушает каждый из указанных базисных положений гражданского права.

В статье 2 ГК РФ перечислены законодательные акты, которыми могут регулироваться указанные правоотношения, акты органом местного самоуправления к ним не отнесены.

Таким образом, оспариваемыми постановлением и утвержденным им положением решаются вопросы гражданского законодательства, находящегося в ведении Российской Федерации.

В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно статьи 78 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Исходя
из изложенного суд кассационной инстанции считает, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и является недействующим полностью.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2009 по делу N А55-17464/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара и главы городского округа Самара - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.