Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу N А72-12496/2009 В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию. Нарушение данной нормы закона образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2010 г. по делу N А72-12496/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009

по делу N А72-12496/2009

по заявлению закрытого акционерного общества “Вертикаль-Плюс“ о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2009 N 158 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о назначении административного наказания, с участием в деле в качестве третьего лица - закрытого акционерного общества “Медико-инженерный центр “МЕДИА-ЛЭНД“,

установил:

закрытое акционерное общество “Вертикаль-Плюс“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд
Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении от 14.07.2009 N 158 о привлечении его к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Определением от 11.08.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество “Медико-инженерный центр “МЕДИА-ЛЭНД“.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.08.2009 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление антимонопольного органа признано незаконным и отменено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 решение суда первой инстанции от 25.08.2009 оставлено без изменений.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, административный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявителем кассационной жалобы отмечается, что судами предыдущих инстанций неправильно применены нормы материальное права, в частности, часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, в соответствии с которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Предупреждением должна сопровождаться любая реклама медицинских услуг.

Отзывом на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменений.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.

Как установлено материалами дела 30.01.2009 в ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской
Федерации о рекламе специалистами Управления федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области произведена фотосъемка рекламы медицинских услуг закрытого акционерного общества “Медико-инженерный центр “МЕДИА-ЛЭНД“, размещенной на рекламной конструкции, установленной на перекрестке улиц Л.Толстого и Гончарова в г. Ульяновске. Реклама имеет следующее содержание: “МЕДИА-ЛЭНД“ СТОМАТОЛОГИЯ 68-03-68 ул. Рябикова, 21б Мы зубы ЛЕЧИМ!!! без боли“.

Решением административного органа реклама “МЕДИА-ЛЭНД“ СТОМАТОЛОГИЯ“, распространявшаяся на рекламной конструкции общества, установленной на пересечении улиц Л. Толстого и Гончарова в г. Ульяновске, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (л. д. 29 - 31).

03.06.2009 заместителем руководителя административного органа вынесено определение о возбуждении дела N 5464-К/05-2009 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л. д. 32 - 33).

Административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.06.2009 N 270, и вынесено постановление от 14.07.2009 N 158 о назначении административного наказания по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л. д. 7 - 11).

В постановлении отражено, что в нарушение требований пункта 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - Закон о рекламе) в распространенной обществом рекламе отсутствует предупредительная надпись о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов.

Суды предыдущих инстанций правомерно сделали вывод о том, что общество является надлежащим субъектом правоотношений. Вместе с тем, сделан неправомерный вывод об отсутствии необходимости указывать в рекламе медицинских услуг предупреждение о наличии
противопоказаний. В предложенной рекламе имеет место конкретное предложение по оказанию медицинских услуг при лечении зубов, что должно сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию.

Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при применении медицинских услуг и необходимости предварительной консультации может привести к неблагоприятных последствиям.

При таких обстоятельствах антимонопольным органом сделан правильный вывод о наличии в действиях общества административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 по делу N А72-12496/2009 отменить. В удовлетворении заявленных требований закрытому акционерному обществу “Вертикаль-Плюс“ о признании незаконным постановления от 14.07.2009 N 158 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.