Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу N А57-8338/2009 Суд признал незаконными отказ министерства финансов принять для исполнения дубликат исполнительного листа и его возврат без исполнения, установив, что действия заявителя соответствуют нормам бюджетного законодательства, предусматривающим порядок обращения взыскания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2010 г. по делу N А57-8338/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.09.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009

по делу N А57-8338/2009

по исковому заявлению открытого акционерного общества “Завод металлоконструкций“ к Министерству финансов Саратовской области о признании незаконным отказа Министерства финансов Саратовской области принять для исполнения дубликат исполнительного листа,

установил:

открытое акционерное общество “Завод металлоконструкций“ (далее - ОАО “Завод металлоконструкций“, истец, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными отказа Министерства финансов Саратовской области принять для исполнения
дубликат исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583, выданного на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2001 по делу N 6539/01-30 и его возврата без исполнения; обязании Министерства финансов Саратовской области принять для исполнения и исполнить дубликат исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583; обязании Министерства финансов Саратовской области считать 08.05.2009 датой принятия для исполнения дубликата исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583; привлечении Министерства финансов Саратовской области к ответственности на основании статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением от 08.09.2009 заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным отказ Министерства финансов Саратовской области принять для исполнения дубликат исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583, выданный на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2001 по делу N 6539/01-30 и его возврат без исполнения. Суд обязал Министерство финансов Саратовской области принять для исполнения и исполнить дубликат исполнительного листа. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 решение суда первой инстанции отменено в части обязания Министерства финансов Саратовской области принять для исполнения и исполнить дубликат исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583.

В указанной части принят новый судебный акт, которым отказано в удовлетворении требований истца об обязании Министерства финансов Саратовской области принять для исполнения и исполнить дубликат исполнительного листа.

В остальной части решение оставлено без изменения.

Министерство финансов Саратовской области, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований истца и постановление суда апелляционной инстанции в полном объеме.

Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2001 по делу N 6539/01-30 с казны Саратовской области в лице Комитета по строительству и архитектуре при Правительстве Саратовской области взыскана в пользу ОАО “Завод металлоконструкций“ задолженность за выполненные ДГУП СУ N 501 ФГУ “УССТ N 5“ работы по объекту - Институт прокуратуры при Саратовской Государственной Академии права в размере 2 320 053,30 руб. по договору уступки права требования долга от 16.03.2001 N 22. В иске к Министерству финансов Саратовской области - отказано ввиду того, что на момент вынесения судом решения Министерство финансов не являлось главным распорядителем средств областного бюджета.

Выдан исполнительный лист от 10.10.2001 N С014149.

При совершении исполнительных действий судебным приставом-исполнителем указанный исполнительный лист был утрачен.

На основании определения Арбитражного суда Саратовской области от 10.03.2009 по делу N 6539/01-30 выдан дубликат исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583.

Взыскатель 06.05.2009 обратился в Министерство финансов Саратовской области с заявлением от 06.05.2009 N 525/12 об исполнении дубликата исполнительного документа по делу N 6539/01-30.

Письмом от 13.05.2009 N 08-03-03/800 Министерство финансов Саратовской области отказало в принятии и возвратило без исполнения дубликат исполнительного листа и приложенные к нему документы, мотивируя свои действия несоблюдением ОАО “Завод металлоконструкций“ порядка обращения взыскания, предусмотренного статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указав дополнительно на отсутствие в Министерстве финансов области лицевых счетов, открытых Комитету по строительству и архитектуре при Правительстве Саратовской области.

Судебные инстанции, признавая незаконным отказ Министерства финансов Саратовской области принять для исполнения дубликат исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583 и его возврат
без исполнения, правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2001 по делу N 6539/01-30 частично удовлетворены требования заместителя прокурора Саратовской области, заявленные в интересах АООТ “Завод металлоконструкций“, с казны Саратовской области в лице Комитета по строительству и архитектуре при Правительстве Саратовской области взыскана задолженность за выполненные ДГУП СУ N 501 ФГУ “УССТ N 5“ работы по объекту - Институт прокуратуры при Саратовской Государственной Академии права в размере 2 320 053,30 руб. по договору уступки права требования долга от 16.03.2001 N 22.

Выданный в последующем дубликат исполнительного листа 03.04.2009 N С184583 содержал резолютивную часть судебного акта, в которой в качестве должника в исполнительном документе указана Казна Саратовской области в лице Комитета по строительству и архитектуре при Правительстве области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому
акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу 4 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве финансов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 N 170-П “Вопросы Министерства финансов Саратовской области“ Министерство финансов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, проводящим политику в финансово-бюджетной сфере области, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти области.

Из вышеизложенного вытекает, что Министерство финансов Саратовской области является финансовым органом субъекта Российской Федерации - Саратовской области.

Действующая редакция пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом
Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Федеральный закон “Об исполнительном производстве“); нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.

С учетом изложенного судебные инстанции правомерно признали незаконными отказ Министерства финансов Саратовской области принять для исполнения дубликат исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583 и его возврат без исполнения.

Отменяя решение суда первой инстанции в части обязания Министерства финансов Саратовской области принять для исполнения и исполнить дубликат исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583 и отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2009 по делу N А57-6539/01 определение от 10.03.2009, на основании которого выдан данный дубликат исполнительного листа, отменено.

При указанных обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела.

Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для предъявления исполнительного листа в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Министерство финансов Саратовской области в связи с тем, что в Министерстве финансов Саратовской области не имеется ни одного лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого Комитету по строительству и архитектуре при Правительстве Саратовской области, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции о признании незаконным отказа для принятия на исполнение исполнительного листа от 03.04.2009 N С184583 в соответствии со статьями 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на момент возврата исполнительного листа.

На основании
изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 по делу N А57-8338/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.