Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу N А55-10836/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности органа местного самоуправления по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ отказано правомерно, поскольку материалами дела подтверждено нарушение норм пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, обязанность по содержанию которого в силу закона лежит на заявителе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2010 г. по делу N А55-10836/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Сызранского района Самарской области, г. Сызрань, при решении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству

на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009

по делу N А55-10836/2009

по заявлению администрации Сызранского района Самарской области к Отделу Государственного пожарного надзора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Самарской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

администрация Сызранского района Самарской области (далее - Администрация) обратилась с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее - административный орган) от 07.04.2009 N 676 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 июля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 решение суда первой инстанции от 17.07.2009 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и производство по делу прекратить.

Заявителем кассационной жалобы отмечается, что административным органом проверка проводилась с нарушением установленного порядка. Кроме того, Администрация является бюджетным учреждением, поэтому не имеет возможности устранить все нарушения требований пожарной безопасности.

Отзывом на кассационную жалобу административный орган просит судебные акты оставить без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что административным органом проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в муниципальном дошкольном учреждении муниципального района Сызранский Самарской области - в детском саду “Радуга“ (далее - учреждение), в ходе которой выявлено несоблюдение требований пожарной безопасности. В учреждении, как в организации
с массовым пребыванием людей, отсутствовала прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи, не демонтированы деревянные конструкции пристроя основного выхода, могущие способствовать скрытому распространению горения, из групповых помещений не выполнено по два рассредоточенных выхода, что является нарушением пунктов 3, 36, 53, 142 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, а также пунктов 5.21, 6.12, 6.13, 7.1, 7.8, 7.9 СаНиП 21-01-97* “Пожарная безопасность зданий и сооружений“, утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от 19.07.2002 N 90. Указанные нарушения норм пожарной безопасности отражены в акте от 31.03.2009 N 685 (л. д. 61 - 62).

Административный орган известил Администрацию о проведении проверки, в том числе и в учреждении, письмом от 24.03.2009 N 892/2-17 (л. д. 35). Данное письмо получено Администрацией 24.03.2009, что подтверждается оттиском штемпеля входящей корреспонденции на его экземпляре.

Утверждение Администрации о нарушении административным органом положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, действовавшего в проверяемый период, (далее - Закон) безосновательно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона им регулируются отношения в области защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора), в частности, федеральными органами исполнительной власти. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что Закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и на последних не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов
государственного контроля (надзора).

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не усматривается. Письмом от 30.03.2009 административный орган известил Администрацию о необходимости явки ее законного представителя 31.03.2009 для составления и подписания протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное письмо получено Администрацией 30.03.2009, о чем свидетельствует оттиск ее штемпеля входящей корреспонденции.

31.03.2009 административный орган в отсутствие законного представителя Администрации, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составил в отношении Администрации протокол N 594 (л. д. 6 - 7) и вынес определение о назначении рассмотрения дела на 07.04.2009 (л. д. 36). Указанное определение направлено в адрес Администрации посредством почтовой связи и получено 01.04.2009, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции N 44600146195005 (л. д. 43).

07.04.2009, в отсутствие законного представителя Администрации, но при наличии сведений о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, административный орган вынес постановление N 676 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Администрацией не оспаривается факт нарушения требований пожарной безопасности в учреждениях.

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на руководителей организаций.
При этом, согласно пункту 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 (ППБ 01-03), лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

При указанных обстоятельствах судом предыдущих инстанций правомерно сделан вывод, что Администрация является лицом, ответственным за несоблюдение в учреждениях требований пожарной безопасности.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 по делу N А55-10836/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.