Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.01.2010 по делу N А55-14093/2009 Признавая незаконным постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ, суд исходил из того, что органам внутренних дел не предоставлено право проводить самостоятельно проверки соблюдения требований ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в рамках предоставленных статьей 11 Закона РФ “О милиции“ полномочий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2010 г. по делу N А55-14093/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009

по делу N А55-14093/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Все на О“, с. Тимофеевка Ставропольского района Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области о признании незаконным ее постановления от 02.07.2009 N 79,

установил:

общество
с ограниченной ответственностью Фирма “Все на О“ (далее - заявитель, Общество, ООО Фирма “Все на О“) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) о признании незаконным и отмене ее постановления от 02.07.2009 N 79 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) о назначении наказания в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением суда от 28.08.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что органам внутренних дел не предоставлено право проводить самостоятельно проверки соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон о применении контрольно-кассовой техники) в рамках предоставленных статьей 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“ полномочий.

В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, мотивируя это нарушением судами норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, 19.05.2009 оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями Линейного отдела внутренних дел в речном порту Тольятти Лукьяновым Д.А. выявлен факт неприменения контрольно-кассового аппарата продавцом магазина ООО Фирма “Все на О“ Гурьяновой
Т.В. при осуществлении наличного денежного расчета при продаже зажигалки стоимостью 5 рублей.

Указанный факт зафиксирован в протоколе осмотра места происшествия от 19.05.2009, протоколе об административном правонарушении в отношении продавца магазина Общества Гурьяновой Т.В. от 19.05.2009, рапорте сотрудника органа внутренних дел, от продавца Гурьяновой Т.В. отобраны объяснения. Данные документы были направлены в налоговый орган для рассмотрения.

20 мая 2009 года налоговым органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении заявителя.

18 июня 2009 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении за N 187.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 02.07.2009 N 79 заявителю назначено административное наказание по основаниям статьи 14.5 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Коллегия выводы судов об удовлетворении заявленных требований находит правильными.

В соответствии со статьями 2, 5 Закона о применении контрольно-кассовой техники контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники
возложено на налоговые органы статьей 7 Закона о применении контрольно-кассовой техники и статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах в Российской Федерации“.

В силу части 2 статьи 7 Закона о применении контрольно-кассовой техники органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

Материалами дела подтверждается, что налоговым органом проверка Общества на соблюдение им Закона о применении контрольно-кассовой техники не проводилась, поручение на проверку не выдавалось, акт не составлялся; факт неприменения Обществом контрольно-кассовой техники выявлен сотрудником органов внутренних дел - оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями Линейного отдела внутренних дел в речном порту Тольятти Лукьяновым Д.А.

Коллегия находит правильными выводы судов о том, что осуществленную оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями Линейного отдела внутренних дел в речном порту Тольятти Лукьяновым Д.А. проверку магазина Общества нельзя расценивать, как проведенную в рамках Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“, поскольку в соответствии со статьей 2 данного Федерального закона задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Следовательно, законные основания проведения сотрудником органов внутренних дел 19.05.2009 проверки в отношении заявителя отсутствуют.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Судом установлено, что основанием для вынесения 20.05.2009 определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении
административного расследования в отношении Общества послужили протокол осмотра места происшествия от 19.05.2009, объяснения продавца Гурьяновой Т.В., протокол об административном правонарушении в отношении продавца ООО Фирма “Все на О“ Гурьяновой Т.В. от 19.05.2009 N 0000767, рапорта сотрудника органа внутренних дел о составлении данного протокола.

Кроме того, из содержания протокола осмотра места происшествия от 19.05.2009 следует, что осмотр произведен в соответствии со статьями 164, 176, частями 1 - 4 и 6 статьей 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суды обоснованно признали несостоятельным довод налогового органа о том, что поступивший из правоохранительных органов материал являлся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Суды сделали правильные выводы о том, что административным органом при возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.5 КоАП РФ в отношении Общества допущены процессуальные нарушения, которые носят существенный характер.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу части 3 названной статьи не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что в материалах дела отсутствуют объективные и законные доказательства, позволяющие установить факт осуществления
продавцом Общества 19.05.2009 реализации товаров без применения контрольно-кассовой техники.

Коллегия считает, что суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, выводы, содержащиеся в принятых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А55-14093/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.