Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2010 по делу N А63-4541/2010 В удовлетворении заявленного требования о признании недействующим постановления администрации обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обжалуемое постановление администрации не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2010 г. по делу N А63-4541/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Канатовой С.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края - Меньшиковой И.В. (доверенность от 01.12.2009 N 38), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Жилсервис“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомления N 16609, 16610), третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, заявившего
ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жилсервис“ на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.08.2010 по делу N А63-4541/2010 (судьи Быкодорова Л.В., Зорин В.А., Тлябичева З.Р.), установил следующее.

ООО “Жилсервис“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (далее - администрация) о признании недействующим постановления администрации от 14.04.2010 N 945 “Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов, обслуживаемых жилищно-эксплуатационными организациями города Минеральные Воды, в непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей компанией“.

Определением суда от 28.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю

Решением суда от 16.08.2010 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обжалуемое постановление администрации не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требования.

Податель жалобы указывает, что согласно оспариваемому нормативно-правовому акту основанием для передачи многоквартирного дома в управление управляющей компании является заявление, поданное в управление муниципального хозяйства города Минеральные Воды, а не договор управления многоквартирного дома, что противоречит статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное положение нормативно-правового акта ограничивает конкуренцию на рынке жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), поскольку возлагает на муниципальный орган контролирующие функции на рынке ЖКХ города. Постановление администрации не
содержит механизма приема-передачи в управление многоквартирных жилых домов.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании 10.11.2010 объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 17.11.2010.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, межведомственная рабочая группа, являющаяся координационным органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих свою деятельность в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Ставропольского края, вынесла решение о поручении главе администрации города Минеральные Воды разработать и принять нормативно-правовые акты о порядке передачи многоквартирных домов, обслуживаемых жилищно-эксплуатационными организациями города Минеральные Воды.

На основании указанного решения межведомственной рабочей группы, администрация вынесла постановление от 14.04.2010 N 945 “Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов, обслуживаемых жилищно-эксплуатационными организациями города Минеральные Воды, в непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей компанией“.

Общество, считая, что оспариваемое постановление ограничивают равный доступ организациям, предоставляющим услуги по управлению многоквартирными домами в городе Минеральные Воды, обратилось в арбитражный суд.

Согласно частям 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выбирает один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управление управляющей организацией.

В соответствии с
пунктом 9 этой статьи многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Из пунктов 1 и 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что договор на управление многоквартирным домом, включающий обязательство управляющей организации предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, заключается управляющей организацией с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

В силу пунктов 1, 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 5 оспариваемого постановления администрации, основанием для начала процедуры-передачи многоквартирного дома является заявление о принятии многоквартирного дома в управление, поданное в управление муниципального хозяйства администрации города Минеральные Воды лицом или организацией, уполномоченными собственниками.

Оценив и исследовав по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации положения постановления администрации, суд обосновано сделал вывод о том, что из прямого толкования спорного нормативно-правового акта не следует, что основанием для передачи многоквартирного дома в управление управляющей компании является заявление, поданное в управление муниципального хозяйства города Минеральные Воды, в связи с чем оно не противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд обосновано отметил, что постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 “О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса
по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом“ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления проводить конкурсы по домам, не выбравшим способ управления. Отсутствие учета домов и способов их управления могут создать объективные трудности при исполнении требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из смысла положений оспариваемого постановления и норм Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что статус управляющей организации в многоквартирных домах юридическое лицо приобретает в случае осуществления управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного по результатам открытого конкурса.

Ссылка общества на то, что оспариваемое постановление возлагает на муниципальные органы обязанность уведомлять управляющие компании о выбранном способе управления в многоквартирных домах и тем самым делает подконтрольным рынок ЖКХ города Минеральные Воды, обоснованно отклонена судом, поскольку уведомляются не все существующие организации, а соответствующая (выбранная жильцами) жилищно-эксплуатационная организация о выбранном собственниками способе управления.

Довод общества о том, что оспариваемый нормативный акт противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, исследован судом и обоснованно отклонен по следующим основаниям.

Постановление администрации не содержит норм, которые каким-либо образом ограничивают равный доступ организаций, предоставляющих услуги по управлению многоквартирными домами в городе Минеральные Воды. Оспариваемый нормативно-правовой акт устанавливает одинаковые требования для всех субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, им дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного
суда Ставропольского края от 16.08.2010 по делу N А63-4541/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.ЗОРИН

Судьи

С.А.КАНАТОВА

Л.А.ТРИФОНОВА