Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.11.2010 по делу N А53-4985/2010 Установленный пунктом 2 статьи 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ предельный размер арендной платы для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2010 г. по делу N А53-4985/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Белоусовой Л.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ (“ОГК-6“) - Орехова Ю.А. (доверенность от 30.12.2009) и Сидоровой Е.И. (доверенность от 13.12.2009), от заинтересованных лиц - администрации Октябрьского района Ростовской области - Черненко Н.А. (доверенность от 18.06.2009), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области - Киреевой Н.А.
(доверенность от 02.07.2008), Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области - Прохоренко Е.Н. (доверенность от 08.09.2010) и Порошиной А.Ю. (доверенность от 31.12.2009), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ (“ОГК-6“) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2010 по делу N А53-4985/2010 (судьи Штыренко М.Е., Еремин Ф.Ф., Пипник Т.Д.), установил следующее.

ОАО “Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному образованию Октябрьского района Ростовской области (далее - муниципальное образование) о признании недействующим решения Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области от 03.12.2009 N 327 “Об утверждении Положения о размере арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района“ в части утверждения коэффициента 8,52 в пункте 18 “Электростанции и обслуживающие их сооружения и объекты“ приложения N 8.

Определениями арбитражного суда от 20.04.2010, 30.04.2010 в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Собрание депутатов Октябрьского района Ростовской области, администрация Октябрьского района Ростовской области Комитет по управлению муниципальным имуществом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, а не части 3.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2010 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. Решение Собрания депутатов Ростовской области от 03.12.2009 N 327 в оспариваемой части признано соответствующим пункту 2 части 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит решение суда первой
инстанции отменить. По мнению общества, пункт 18 приложения N 8 решения Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области от 03.12.2009 N 327 не соответствует пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“. В результате применения установленного данным пунктом коэффициента размер арендной платы за земельные участки, право аренды которых возникло у общества в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования, превышает установленные данной нормой закона 2% от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

В отзывах на кассационную жалобу и дополнениях к ним заинтересованные лица просят оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 03.11.2010.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзывов и дополнений к ним, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, у общества находятся 19 земельных участков: 4 - в Бессергеневском сельском поселении, 15 - в Кривянском сельском поселении. На указанных участках расположен энергетический производственно-технологический комплекс Новочеркасской ГРЭС, состоящий из 358 объектов, являющихся собственностью общества. Согласно своему уставу общество вправе осуществлять поставку (продажу) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам, производить электрическую и тепловую энергию, реализовывать тепловую энергию на розничных рынках тепловой энергии потребителям (в том числе гражданам).

03 декабря 2009 года решением Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области N 327 “Об утверждении Положения о размере арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности
Октябрьского района“ утверждены ставки арендной платы на земельные участки на 2010 год.

Согласно разделу 3 Положения о размере арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района, (далее - Положение) размер арендной платы за год по указанным в положении участкам устанавливается в пределах 2% от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков с применением коэффициента по видам использования земель, в том числе за границами населенных пунктов в разрезе сельских поселений в приложении N 8 Положения. В пункте 18 приложении N 8 к Положению для земель за границами населенных пунктов в разрезе сельских поселений для земель, целевое использование которых “Электростанции и обслуживающих их сооружений“, установлен коэффициент 8,52.

Полагая, что пункт 18 приложения N 8 решения Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области от 03.12.2009 N 327 не соответствует пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, общество обратилось в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4
статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон N 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом “О Государственной компании “Российские автомобильные дороги“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

Согласно пункту 8.1 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС “О регулировании земельных отношений в Ростовской области“ к компетенции администрации Ростовской области в сфере регулирования земельных отношений относится установление порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено Федеральным законом “О Государственной компании “Российские автомобильные дороги“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

Пунктом 1 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Ростовской области от 05.12.2007 N 475 “Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и находящихся в государственной собственности Ростовской области“ установлено, что размер арендной платы на год за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается по видам использования земель и категориям арендаторов, в том числе для лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Таким образом, суд правомерно указал, что установление коэффициентов по видам использования земель, используемых при расчете арендной платы, относится к компетенции Собрания депутатов.

Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд признал, что утверждение решением Собрания депутатов коэффициента 8,52 руб./кв. м. для земельных участков, целевое использование которых “Электростанции и обслуживающих их сооружений“, привело к незначительному увеличению размера арендной платы за земельные участки, арендуемые обществом; арендная плата при аренде земельных участков одной категории, но с различными видами разрешенного использования, не может отличаться в несколько раз (в данном случае в 6 раз); правильным способ расчета коэффициента.

Суд первой инстанции, исходя из буквального содержания положений пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ), пришел к выводу о том, что исчисление размера арендной платы по правилам пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в
редакции Закона N 212-ФЗ) из расчета двух процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка возможно лишь в тех случаях, когда договор аренды земельного участка заключается при переоформлении владельцем этого участка своего права постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными данным абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 данного Федерального закона.

Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется на основании пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 10 в статье 20 Земельного кодекса РФ отсутствует, имеется в виду
пункт 1.

Статьей 3 Закона N 212-ФЗ в статью 3 Закона N 137-ФЗ внесены изменения, согласно которым юридические лица, за исключением указанных в пункте 10 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако суд первой инстанций не учел, что внесенные Законом N 212-ФЗ изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию, и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“).

Таким образом, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный
размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.

В связи с этим решение Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области от 03.12.2009 N 327 в оспариваемой части не соответствует положениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и подлежит признанию недействующим.

Расчет ставок арендной платы, произведенный при неверном применении закона, нельзя признать экономически обоснованным. Решение суда первой инстанции основано на неверном применении норм права и подлежит отмене.

В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче заявления за рассмотрение дела судом первой инстанции и за рассмотрение кассационной жалобы общество уплатило по 2 тыс. рублей, всего 4 тыс. рублей государственной пошлины.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим государственная пошлина для организаций составляет 2 тыс. рублей.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных
листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 тыс. рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 тыс. рублей для юридических лиц (пункт 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91).

Таким образом, при подаче кассационной жалобы общество излишне уплатило 1 тыс. рублей государственной пошлины, которые подлежат возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Остальная сумма подлежит возмещению обществу за счет Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2010 по делу N А53-4985/2010 отменить.

Признать недействующим решение Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области от 03.12.2009 N 327 “Об утверждении Положения о размере арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района“ в части пункта 18 приложения N 8 Положения о размере арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района, как не соответствующее пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Взыскать с Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области в доход ОАО “Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить ОАО “Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ из федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи

Л.В.БЕЛОУСОВА

Л.А.ТРИФОНОВА