Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.11.2010 по делу N А32-21377/2009-5/219 Заявленные обществом требования о признании незаконными действий таможенного органа по факту невыпуска товаров удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что таможенный орган лишил общество возможности своевременно устранить препятствия к выпуску товаров, действия по их невыпуску являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2010 г. по делу N А32-21377/2009-5/219

Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 3 ноября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Канатовой С.А. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Техторг“ и заинтересованного лица - Новороссийской таможни, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2010 (судья Бондаренко И.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 (судьи Захарова Л.А., Золотухина С.И., Ткаченко Т.И.) по
делу N А32-21377/2009-5/219, установил следующее.

ООО “Техторг“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий таможенного органа по факту невыпуска товаров, заявленных в период с 16.03.2009 по 29.04.2009 по ГТД N 10317110/120309/0001924, не являющихся предметом правонарушения (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что таможня лишила общество возможности своевременно устранить препятствия к выпуску товаров, действия по их невыпуску в период с 15.03.2009 по 29.04.2009 являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В кассационной жалобе таможенный орган просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Таможня ссылается на то, что судами дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела. Действия таможенного органа по факту невыпуска товара, являющегося предметом административного правонарушения, правомерны.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 24.12.2007 общество и компания “R.C.K. Trading Groupi S.A.“ заключили контракт N 01/12-2007 на поставку товаров народного потребления. Во исполнение указанного контракта в адрес общества поступили следующие товары: N 1 - мебель, тумбы для прихожих, всего 70 коробок, вес брутто 2 160 кг, вес нетто
2 149 кг; N 2 - кровати двуспальные, всего 28 коробок, весом брутто 1 203 кг, весом нетто 1 200 кг; N 3 - столы на металлическом каркасе, всего 36 коробок, весом брутто 1 440 кг, весом нетто 1 436 кг; N 4 - мягкая мебель на деревянном каркасе, весом брутто 620 кг; N 5 - ковры для пола из синтетических нитей, всего 6 мешков, весом брутто 500 кг, весом нетто 497 кг; N 6 - кресло-качалка, плетеное из ротанга, 3 шт., весом брутто 141 кг, весом нетто 139 кг; N 7 - детские кроватки (качалки) всего 15 шт., 1 коробка весом нетто 878 кг; N 8 - вибромассажное электрическое кресло 1 шт. весом брутто 216 кг, весом нетто 186 кг и 1 шт. весом брутто 85 кг, весом нетто 72 кг; N 9 - тренажер, велосипед, всего 1 коробка, весом брутто 35 кг, весом нетто 34 кг; N 10 - металлическая беседка всего 6 коробок, весом брутто 178 кг, весом нетто 170 кг; N 11 - декоративные свечи, всего 7 коробок, весом брутто 100 кг, весом нетто 99 кг, N 12 - вазы стеклянные, всего 64 коробки, весом брутто 1 241 кг, весом нетто 1 228 кг; N 13 - декоративные изделия из полимерного материала, всего 6 коробок весом брутто 153 кг, нетто 150 кг; N 14 - шарики и камешки из полимерного материала различных цветов, всего 10 коробок, весом брутто 156 кг, весом нетто 152 кг; N 15 - камни декоративные, всего 21 пакет, весом брутто 61 кг,
весом нетто 59 кг; N 16 - качели с навесом на металлическом каркасе, всего 15 коробок весом брутто 443 кг, весом нетто 441 кг.

Указанные товары прибыли в контейнере N MSCU8583127.

С целью оформления прибывшего товара обществом подана в таможенный орган ГТД N 10317110/120309/0001924.

При проведении таможенного контроля таможенным органом составлен акт таможенного досмотра N 10317110/200309/000633, которым выявлено, что поступил иной товар, а именно: мебель; тумба для прихожих; кровати двуспальные на деревянном каркасе; столы на металлическом каркасе со стеклянной столешницей, с металлическими ножками; мягкая мебель на деревянном каркасе; стулья массажные; тренажер велосипед; декоративные свечи; вазы стеклянные; декоративные изделия из полимерного материала; шарики и камешки из полимерного материала различных цветов; камни декоративные; качели с навесом на металлическом каркасе.

13 марта 2009 года таможня составила акт о наложении таможенного обеспечения и приостановила выпуск товара. При осуществлении таможенного досмотра таможней выявлены признаки, свидетельствующие о заявлении декларантом недостоверных сведений о товаре. 30 марта 2009 года таможенным органом составлен протокол об изъятии части товара: свечей декоративных (три картонные коробки весом нетто 37 кг, весом брутто 40 кг); ваз стеклянных в 25 картонных коробках весом нетто 352 кг, весом брутто 402 кг; электрического вибромассажного кресла в одной картонной коробке весом нетто 72 кг, весом брутто 85 кг, а затем определением от 25.03.2009 таможня возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении N 10317000-402/2009 по части 1 и 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

27 марта 2009 года общество обратилось в таможню с заявлением о разъяснении причин невыпуска части товаров, не являющихся предметом административного правонарушения. Товар, не являющийся предметом
правонарушения, выпущен таможенным органом 29.04.2009.

Общество, не согласившись с действиями таможни по факту невыпуска товаров, заявленных по ГТД N 10317110/120309/0001924, не являющихся предметом правонарушения в период с 16.03.2009 по 29.04.2009, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя требования общества, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для удовлетворения требований о признании действий государственного органа незаконными является установление судом одновременного наличия двух обстоятельств: действия государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; данными действиями нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 149 и пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Российской Федерации выпуск товаров осуществляется таможенными органами не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, если при таможенном оформлении и проверке товара таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 Кодекса.

Согласно пункту 1 и 2 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 Кодекса, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями данной статьи.

Если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, таможенный орган незамедлительно направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. В требовании таможенного органа должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров. При этом выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем выполнения декларантом требований таможенного органа и доплаты соответствующих сумм таможенных пошлин, налогов, если такая доплата требуется, за исключением случаев,
когда товары изъяты или на них наложен арест в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебные инстанции учли совокупность всех представленных в материалы дела доказательств и установили, что в рамках производства по делу об административном правонарушении в качестве его предмета были изъяты только товары N 8, 11, 12, заявленные по ГТД N 10317110/120309/0001924. При этом иные товары, задекларированные по вышеуказанной ГТД, не изымались, арест на них не налагался, мотивированных отказов с указанием причины невыпуска товаров декларанту не направлялось, о том, какие условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный орган до сведения общества не доводил. Однако разрешение на выпуск товара, ввезенного по ГТД N 10317110/120309/0001924, не являющегося предметом правонарушения, дано таможней только 29.04.2009.

При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделал правильный вывод о незаконности действий таможни по невыпуску товаров, заявленных по ГТД N 10317110/120309/0001924, не являющихся предметом правонарушения, в период с 16.03.2009 по 29.04.2009.

Доводы кассационной жалобы таможни не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права применены судом первой и апелляционной инстанции правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 по делу N А32-21377/2009-5/219 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи

С.А.КАНАТОВА

Л.А.ЧЕРНЫХ