Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2010 по делу N А32-24469/2007 Признано незаконным и отменено постановление о привлечении общества к ответственности по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку обжалуемое постановление о привлечении общества к административной ответственности принято административным органом за пределами срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 г. по делу N А32-24469/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Мацко Ю.В. и Яценко В.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Южное товарищество“ и заинтересованного лица - Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края (правопреемник Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в части прав и обязанностей по надзору в области долевого строительства на территории Краснодарского края), заявившего о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя в судебном
заседании, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 07139 - 07141), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Южное товарищество“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2010 (судья Гонзус И.П.) по делу N А32-24469/2007, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Южное товарищество“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (правопредшественник Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, далее - управление, административный орган) от 15.11.2007 N 002/261 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 19.02.2008 произведена процессуальная замена Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.

Решением суда от 12.08.2010 в удовлетворении требований отказано на том основании, что в действиях общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения; постановление управления принято в пределах срока привлечения общества к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 15.11.2007 N 002/261.

Податель жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неприменение подлежащих применению подпункта 8 пункта 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению общества, управление нарушило срок привлечения к административной ответственности. В решении суда не отражены все фактические обстоятельства дела и не указаны мотивы, по которым отвергнуты доказательства и доводы общества; суд не проверил законность и обоснованность оспариваемого постановления административного органа.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управление провело проверку общества по вопросу, связанному с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов строительства и целевого использования привлеченных денежных средств, за период с 01.04.2005 по II квартал 2007 года.

В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 214-ФЗ), Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645.

По результатам проверки составлены акт от 15.08.2007, протокол об административном правонарушении от 15.08.2007 и предписание от 22.08.2007 N 56-1895/07-10 об устранении нарушений законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в соответствии с которым обществу предложено:

- в срок до 30.09.2007 восстановить в бухгалтерском учете общества необоснованно списанные денежные средства участников
долевого строительства на расчеты с ООО “Апрель“ в сумме 2 923, 9 тыс. рублей;

- в срок до 30.09.2007 восстановить бухгалтерский учет расходов на строительство 5-этажного 29-квартирного жилого дома с офисными помещениями в районе улиц Первомайская и Робеспьера в г. Новороссийске и отразить информацию о них в бухгалтерском учете на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы“;

- в срок до 30.09.2007 получить разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта строительства;

- в срок до 03.09.2007 внести изменения в проектную декларацию.

На общество возложена обязанность письменно сообщить административному органу об устранении нарушений с приложением соответствующих документов.

В предписании разъяснено, что неисполнение требований предписания является основанием для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также разъяснена возможность обжалования предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ввиду неисполнения обществом предписания от 22.08.2007 N 56-1895/07-10 управление составило протокол от 11.10.2007 N 002/261 об административном правонарушении по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением управления от 15.11.2007 N 002/261 общество привлечено к ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.

В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление административного органа в арбитражный суд.

Суд необоснованно отказал обществу в удовлетворении требований.

Частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно статье 23 Закона
N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с Законом N 214-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее контролирующий орган).

Контролирующий орган вправе направить застройщикам предписание об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и определить сроки устранения таких нарушений.

Выставленное соответствующим органом в пределах своей компетенции предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации презюмируется законным, пока иное не будет установлено вступившим в законную силу решением суда по заявлению лица, оспорившего соответствующее предписание.

Законность предписания департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 15.11.2007 N 002/261 проверена судом.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2009 по делу N А32-19590/2007-12/266-57АЖ, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2009 (с учетом исправительного определения от 24.09.2010), предписание от 22.08.2007 N 002/261 признано недействительным в части предложений:

- в срок до 30.09.2007 восстановить в бухгалтерском учете общества необоснованно списанные денежные средства участников долевого строительства на расчеты с ООО “Апрель“ в сумме 2 923, 9 тыс. рублей;

- в срок до 30.09.2007 восстановить бухгалтерский учет расходов на строительство 5-этажного 29-квартирного жилого дома с офисными помещениями в районе улиц Первомайская и Робеспьера в г. Новороссийске и отразить информацию о них в бухгалтерском учете на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы“;

- в срок до 30.09.2007 получить разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта строительства.

В удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 22.08.2007 N 002/261 в части предложения
“в срок до 03.09.2007 внести изменения в проектную декларацию“ обществу отказано.

Поскольку законное предписание административного органа в части предложения “в срок до 03.09.2007 внести изменения в проектную декларацию“ в установленный срок исполнено не было, департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края имел основания для привлечения общества к ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса составляет два месяца с момента обнаружения правонарушения.

Поскольку объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок (до 03.09.2007) законного предписания административного органа, постановление о привлечении общества к ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежало принять в срок до 03.11.2007.

Обжалуемое постановление о привлечении общества к административной ответственности принято административным органом 15.11.2007, то есть за пределами срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы
арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.

Поскольку доводы кассационной жалобы общества основаны на правильном применении норм права и принимаются судом кассационной инстанции, решение суда надлежит отменить, требования общества - удовлетворить.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2010 по делу N А32-24469/2007 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 15.11.2007 N 002/261 о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Южное товарищество“ к ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДРАБО

Судьи

Ю.В.МАЦКО

В.Н.ЯЦЕНКО