Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.2010 по делу N А32-34519/2009 Требования удовлетворены, так как Управление неправомерно при расчете кадастровой стоимости участков применило неопубликованное в установленном порядке распоряжение. Сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте, не позволяют обществу установить причины, по которым увеличена кадастровая стоимость земельных участков. Срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, не пропущен, так как течение его начинается со дня, когда обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2010 г. по делу N А32-34519/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Амбаловой С.М., судей Мещерина А.И. и Плотниковой Л.Н., в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества “Армавирнефтепродукт“, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц: администрации Краснодарского края, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2010 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 (судьи Золотухина С.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-34519/2009, установил следующее.

ЗАО “Армавирнефтепродукт“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; далее - управление) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр (далее - кадастр) сведений о кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков площадью 15 282 кв. м с кадастровым номером 23:38:0102 001:23 (далее - участок с кадастровым номером 23:38:0102 001:23) в размере 84 147 123 рублей 78 копеек, исходя из стоимости 1 кв. м, равной 5506 рубля 29 копейкам, и площадью 65 998 кв. м

с кадастровым номером 23:38:0102 001:16 (далее - участок с кадастровым номером 23:38:0102 001:16) в размере 359 022 520 рублей 20 копеек, исходя из стоимости 1 кв. м, равной 5 439 рублям 90 копейкам; о признании сведений кадастра о кадастровой стоимости названных участков не подлежащими применению с даты их внесения.

Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость участков неправомерно рассчитана на основании показателей, установленных распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края“ (далее - распоряжение N 1202-р), которое в установленном порядке не опубликовано. Общество заявило ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления, поскольку основания, по которым увеличена кадастровая стоимость
земельных участков, стали известны ему из решения Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2009 по делу N А32-12820/2009-10/272.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Армавиру (т. 1, л. д. 1).

Решением от 27.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2010, требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что управление неправомерно при расчете кадастровой стоимости участков применило не опубликованное в установленном порядке распоряжение N 1202-р. По мнению апелляционной инстанции, доказательства надлежащего извещения общества об основаниях изменения кадастровой стоимости земельных участков не представлены. Сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте, полученном обществом в декабре 2008 года, не позволяют обществу установить причины, по которым увеличена кадастровая стоимость земельных участков. Основываясь на указанных обстоятельствах, суд сделал вывод о том, что срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен, так как течение его начинается со дня, когда обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Общество узнало о нарушении прав из размещенного в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Краснодарского края решения по делу N А32-12820/2009-10/272. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклонил довод управления об отказе в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока, установленного для обжалования действий государственных органов (т. 1, л. д. 110, 149).

В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт (т. 2, л. д. 2).

Управление полагает, что не обоснован вывод судов об определении кадастровой стоимости земельных участков на основе не опубликованного нормативного акта, поскольку
в газете “Кубанские новости“ от 09.02.2008 N 21(4160) дана информация о принятии распоряжения N 1202-р, текст его опубликован в газете “Кубанские новости“ от 13.03.2009 N 37 (4400) и размещен в сети Интернет на официальном сайте управления. Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“ установлен порядок доведения сведений о новой кадастровой стоимости земельных участков. Налоговая база определяется для каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сумма налога исчисляется по истечению налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации общество должно было знать об изменении кадастровой стоимости земельных участков не позднее 01.03.2008. Кроме того, согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости земельных участков являются общедоступными и предоставляются по письменному заявлению налогоплательщика. Таким образом, управление надлежащим образом довело до общества изменения кадастровой стоимости земельных участков.

В отзыве на жалобу департамент поддерживает доводы управления и просит судебные акты отменить.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат участки с кадастровыми номерами 23:38:0102 001:23 и 23:38:0102 001:16, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная промзона (т. 1, л. д. 10, 11).

Согласно кадастровому плану от 15.03.2006 N 2006-03-2099 кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 23:38:0102 001:16 составила 68 996 381 рубль 27
копеек, которая в кадастровом паспорте от 09.12.2008 увеличена до 359 022 520 рублей 20 копеек (т. 1, л. д. 16, 17).

Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 23:38:0102001:23 определена в 2006 году в размере 15 975 803 рублей, а по кадастровому паспорту от 24.12.2008 - в размере 84 147 123 рублей 78 копеек (т. 1, л. д. 12, 13, 18).

Полагая действия управления по внесению изменений в кадастр о кадастровой стоимости земельных участков незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой
оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац 1 пункта 2 статьи 66 Кодекса приведен в первоначальной редакции).

Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.

Распоряжением N 1202-р, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“ в соответствии с Правилами, утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и 2.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу пункта 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ “О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края“ официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете “Кубанские новости“ или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.

Суды установили, что в газете “Кубанские новости“ от 09.02.2008 N
21 (4160) опубликована информация о подписании распоряжения N 1202-р, но не текст распоряжения. Текст распоряжения от 29.12.2007 N 1202-р (без приложений) опубликован в газете “Кубанские новости“ от 13.03.2009 N 37 (4400).

По смыслу пункта 10 Правил до утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель применение их к конкретным земельным участкам не предполагается.

Распоряжение N 1202-р является нормативным актом, порядок доведения которого до юридических лиц и граждан строго регламентирован. Последствия неопубликования нормативного акта прямо установлены в пункте 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, который предусматривает невозможность его применения (не только юридическими лицами и гражданами, но органами, их издавшими). Суд кассационной инстанции не принимает довод управления, что общество согласно статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 221 должно было узнать об изменении кадастровой стоимости не позднее 01.03.2008.

Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суды первой и апелляционной инстанций признали, что имеются основания для исчисления трехмесячного срока со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, поскольку при опубликовании распоряжения N 1202-р администрация Краснодарского края допустила нарушения действующего законодательства (части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статей 44 - 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ “О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края“). Данный вывод
соответствует практике, сложившейся в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа при рассмотрении аналогичных дел (N А32- 43077/2009). Поэтому довод жалобы об отказе в удовлетворении требований общества в связи с пропуском срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не принимает. Кроме того, начало течение процессуального срока определяется судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции не вправе его переоценить.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях, если иное не предусмотрено Кодексом. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

С учетом изложенного суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дали оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушения статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены, поэтому основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по делу N А32-34519/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.М.АМБАЛОВА

Судьи

А.И.МЕЩЕРИН

Л.Н.ПЛОТНИКОВА