Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.09.2010 по делу N А15-2724/2009 Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не исследовали материалы регистрационного дела, не установили, совершались ли обществом действия, предусмотренные статьями 61 - 63 ГК РФ, принимал ли регистрирующий орган решение о государственной регистрации, вносилась ли в государственный реестр запись о ликвидации общества в установленном законом порядке либо свидетельство о государственной регистрации ликвидации, и выписка из реестра выданы без совершения указанных действий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2010 г. по делу N А15-2724/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Улько В.Е., при участии от заявителя - Министерства обороны Российской Федерации - Шкаранда Ю.А. (доверенность от 12.08.2010), в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2010 (судья Лачинов Ф.С.) и
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 (судьи Фриев А.Л., Белов Д.А., Джамбулатов С.И.) по делу N А15-2724/2009, установил следующее.

Министерство обороны Российской Федерации (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан (далее - заинтересованное лицо, налоговая служба) по ликвидации ООО “Строительная фирма “Гермес“ (далее - общество), о признании недействительным свидетельства о внесении записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией за N 002384091 серии 05 и недействительной регистрационной записи о ликвидации общества (ОГРН 1027739693442) от 26.08.2008 за N 2080550022381, а также об обязании налоговой службы восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись об обществе (ОГРН 1027739693442).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.06.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в налоговую службу представлены все документы, необходимые для государственной регистрации, у регистрирующего органа отсутствует обязанность проверять достоверность изложенных в них сведений. Кроме того, суды указали на пропуск заявителем срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает, что сведения о государственной регистрации ликвидации общества и вывод суда о правомерности оспариваемых действий не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Согласно письму налоговой службы от 11.06.2010 она не осуществляла каких-либо действий по внесению изменений в базу данных ЕГРЮЛ в отношении общества, на официальном сайте ФНС России (nalog.ru) также отсутствовали и отсутствуют сведения о
ликвидации общества.

Отзыв на жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель министерства повторил доводы жалобы.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела и установлено судами, Межрайонной инспекцией ФНС России N 4 по Республике Дагестан 28.08.2009 выдано свидетельство N 002384091 серии 05 о внесении в ЕГРЮЛ записи N 2080550022381 о государственной регистрации общества (ОГРН 1027739693442) в связи с его ликвидацией.

Согласно пояснениям заявителя, министерство узнало о ликвидации общества 21.09.2009 из письма УФНС России по Республике Дагестан от 14.09.2009.

Полагая, что при ликвидации общества нарушен порядок ликвидации юридического лица и действия налоговой службы по государственной регистрации ликвидации общества незаконны, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу подпунктов “а“ и “б“ пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты
с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Апелляционный суд признал действия налоговой службы законными, сославшись на то, что общество представило все документы, предусмотренные статьей 21 Закона о государственной регистрации, и указанный Закон не обязывает регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.

Между тем суд не учел следующего.

Из письма УФНС России по Республике Дагестан от 13.05.2009 N 08-05/02068 следует, что в Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Республике Дагестан не поступал файл выгрузки от Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Московской области в отношении общества, в связи с чем оно не поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции ФНС России N 4; уведомление о ликвидации общества в журнале “Вестник государственной регистрации“ не опубликовано. По факту выдачи свидетельства о ликвидации общества N 002384091 серии 05 проводится служебное расследование (т. 1, л. д. 17).

В письме от 01.06.2009 N 03-18/02426 УФНС России по Республике Дагестан сообщило министерству, что никаких регистрационных действий в электронном виде Межрайонной инспекцией ФНС России N 4 по Республике Дагестан не совершалось, должностное лицо - заместитель начальника инспекции Галимов Н.М., подписавший письмо от 20.05.2009 о ликвидации общества, на день подписания письма находился в отпуске. Проверка причин и обстоятельств, при которых был дан такой ответ, отложена до выхода Галимова
Н.М. из отпуска (т. 1, л. д. 20).

В письме от 09.06.2009 N 03-18/02550 УФНС России по Республике Дагестан дополнительно сообщило, что по состоянию на 09.06.2009 общество из-за неполного пакета представленных в налоговый орган учредительных документов, а также электронного файла по новому юридическому адресу: Республика Дагестан, Кайтагский район, с. Маджалис, ул. 8-е марта, 22 на налоговый учет не поставлено. Соответственно, Межрайонной инспекцией ФНС России N 4 по Республике Дагестан свидетельство, а также выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации данного юридического лица не выдавались. По факту направления в судебные органы ложных сведений о якобы ликвидации общества назначено судебное расследование. Подлинность представленных документов об осуществленных регистрационных действиях, а также вопросы ответственности должностных лиц инспекции будут изучены и рассмотрены в ходе служебного расследования (т. 1, л. д. 21).

Проведенным служебным расследованием установлено, что с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса местонахождения общества от Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Московской области файл выгрузки в Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Республике Дагестан не поступал. Однако в нарушение требований Закона о государственной регистрации должностными лицами Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Республике Дагестан вручную на бумажных носителях была поставлена на учет данная организация и ликвидирована (исключена из ЕГРЮЛ) на основании решения учредителя. В действиях должностного лица Галимова Н.М. усматривается грубое нарушение статей 4, 5, 9, 20 и 21 Закона о государственной регистрации (письмо налоговой службы от 14.09.2009 N 03-18/04082).

Кроме того, согласно письму ФНС России от 11.06.2010 N ММВ-20-6/839 в отношении общества какие-либо записи в период с 08.06.2006 по 20.05.2010 Межрайонной инспекцией России
N 4 по Республике Дагестан в базу данных ЕГРЮЛ не вносились. В связи с этим на основании распоряжения от 20.05.2010 N 2 свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации общества в связи с ликвидацией (серия 05 N 002384091) признано недействительным.

Таким образом, налоговая служба признала незаконность оспариваемых министерством действий, кроме того, приняла решение о признании недействительными выданных ею документов во внесудебном порядке.

Однако такое признание не устраняет неопределенность в сложившихся отношениях.

Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании выданных инспекцией документов (свидетельства от 26.08.2008 о ликвидации общества N 002384091 серии 05 и выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 26.08.2008) по рассматриваемым с участием министерства и общества в арбитражных судах делам N А63-1729/2004, А63-986/2005, А63-987/2005, А63-15659/2006 и КГ-А41/10299-09 прекращены производства в связи с ликвидацией общества. По названным делам министерство как кредитор заявило к обществу иски, связанные с исполнением обязательств по договорам подряда и строительством жилых домов. Ввиду прекращения производства по делам министерство лишено возможности осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

В силу статьи 11 Закона о государственной регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

При несогласии со сведениями, внесенными в ЕГРЮЛ, решение о государственной регистрации оспаривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Недействительность решения о государственной регистрации влечет за собой
недействительность соответствующей записи в государственном реестре.

Разрешая спор, суды не исследовали материалы регистрационного дела, не установили, совершались ли обществом действия, предусмотренные статьями 61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимал ли регистрирующий орган решение о государственной регистрации, вносилась ли в государственный реестр запись о ликвидации общества в установленном законом порядке либо свидетельство о государственной регистрации ликвидации и выписка из реестра от 26.08.2008 выданы без совершения указанных действий.

Вывод судов о том, что заявителем пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи в суд заявления об оспаривании действий государственного органа, не соответствует представленным в дело доказательствам и действующему законодательству.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконными действий государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Поскольку УФНС России по Республике Дагестан до письма от 14.09.2009 в переписке с министерством не признавало осуществление действий по государственной регистрации ликвидации общества, а также выдачу выписок из ЕГРЮЛ и свидетельства о ликвидации данного юридического лица, а указанное письмо получено министерством 21.09.2009, ссылка судов на то, что заявителю стало известно о нарушении его прав ранее 21.09.2009, не обоснована. Министерство направило заявление в суд 21.12.2009, в связи с чем трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.

Таким образом, суды неполно исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, содержащиеся в решении и постановлении выводы не соответствуют имеющимся в
деле доказательствам, поэтому принятые судебные акты надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.02.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 по делу N А15-2724/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И.АФОНИНА

Судьи

В.В.АВАРЯСКИН

Е.В.УЛЬКО