Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.08.2010 по делу N А53-25806/2009 Общежитие как объект коммунально-бытового назначения и жилищного фонда не подлежало приватизации; оно относится к муниципальной собственности в силу закона, в силу чего на органы местного самоуправления возлагается обязанность по его принятию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2010 г. по делу N А53-25806/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Садовникова А.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “Агрофирма “Приазовская“ - Шаститко Ю.А. (доверенность от 16.06.2010), от заинтересованных лиц: администрации Кагальницкого района Ростовской области - Калининой Т.А. (доверенность от 11.01.2010), администрации Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области - Кулаковой О.В. (доверенность от 23.12.2009), рассмотрев кассационную жалобу администрации Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области на
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 по делу N А53-25806/2009 (судьи Ломидзе О.Г., Галов В.В., Тимченко О.Х.), установил следующее.

ОАО “Агрофирма “Приазовская“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации Кагальницкого района Ростовской области (далее - администрация района) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность объекта жилищного фонда, а также об обязании принять в муниципальную собственность общежитие (литера А, инвентарный номер 112) и относящиеся к нему объекты инфраструктуры (котельную, септик), расположенные по адресу: Ростовская область, Кагальницкий район, с. Новобатайск, ул. Школьная, 4, на земельном участке общей площадью 2723 кв. м (кадастровый номер 61:14:040119:4).

К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена администрация Новобатайского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области (далее - администрация поселения).

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество дополнило заявление требованием об обязании администрации поселения принять в муниципальную собственность общежитие.

Решением от 25.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что спорное общежитие является собственностью общества. Требование заявителя об обязании принять объект в муниципальную собственность не соответствует положениям статей 19, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 15, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон о местном самоуправлении). Названные нормы не относят содержание общежитий к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, общество пропустило срок, установленный частью 4 статьи 198 Кодекса.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 данное решение отменено в части отказа в удовлетворении требований к администрации
поселения. На администрацию поселения возложена обязанность принять в муниципальную собственность общежитие с элементами инфраструктуры (котельная и септик). Апелляционный суд указал, что общежитие, являясь объектом, ограниченным в обороте, не могло быть передано в собственность общества в процессе приватизации государственного имущества. Согласно статье 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Поскольку компетентный орган уклоняется от принятия спорного объекта в муниципальную собственность, требование к администрации поселения о понуждении принять объект в муниципальную собственность признано апелляционным судом подлежащим удовлетворению.

Администрация поселения не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой.

Заинтересованное лицо полагает, что в силу статей 14, 50 Закона о местном самоуправлении и статей 19, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям поселения не относится содержание общежитий. Апелляционный суд не принял во внимание, что общество обращалось в администрацию района в 2005 году. Следовательно, заявитель утратил право на подачу заявления в связи с истечением срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает порядка передачи и принятия общежития, а также права и обязанности передающей и принимающей сторон. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“ утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437 “О признании утратившими
силу некоторых актов Правительства Российской Федерации о передаче объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“. Общество не зарегистрировало за собой право собственности на спорный объект и не вправе передавать его в муниципальную собственность.

В заседании представитель администрации поселения поддержал доводы жалобы.

Представитель администрации района просил отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Общество не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе; указало на отсутствие оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда надлежит оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, заявитель является акционерным обществом, созданным в процессе приватизации.

В составе основных средств общества числится общежитие с объектами инфраструктуры, расположенное на земельном участке по адресу: Ростовская область, Кагальницкий район, с. Новобатайск, ул. Школьная, 4 (т. 1, л. д. 53 - 63).

Общество в 2005 году обратилось в администрацию района с заявлением о принятии на баланс здания общежития и детского сада (т. 1, л. д. 85).

Письмами от 15.04.2005 и 22.07.2005 администрация района сообщила о необходимости представить пакет документов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 724, а также документы на земельный участок (т. 1, л. д. 86, 87).

Общество, полагая, что уклонение заинтересованных лиц от принятия общежития в муниципальную собственность не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) и приложением N 3 к нему.

В силу пункта 2 постановления от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий.

В соответствии с пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, акционерному обществу передавались объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых подлежал определению планом приватизации, однако стоимость указанных объектов не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений о передаче в соответствии с передаточным актом.

Следовательно, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена действующим законодательством.

Таким образом, общежитие как объект коммунально-бытового назначения и жилищного фонда не подлежало приватизации; относится к муниципальной собственности в силу закона, в связи с чем на органы местного самоуправления возлагается обязанность по его принятию.

Апелляционный суд на основании статьи 14 Закона о местном самоуправлении пришел к верному выводу о том, что общежитие надлежит передать в муниципальную собственность сельского поселения, поэтому обоснованно частично удовлетворил заявленные обществом требования.

Ссылка администрации поселения на отсутствие государственной регистрации права на здание общежития отклоняется, поскольку данный объект относится к муниципальной собственности в силу закона.

Довод кассационной жалобы о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, надлежит отклонить.

Согласно названной норме заявление о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении
их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральными законами. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).

В материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что общество обратилось в суд за пределами данного срока. Направление обществом в 2005 году в администрацию заявления о принятии объекта в муниципальную собственность о пропуске срока не свидетельствует, поскольку из содержания ответов администрации не следует очевидный отказ в удовлетворении обращения (т. 1, л. д. 86, 87).

В соответствии со статьей 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.

Постановление от 28.05.2010 не противоречит нормам материального и процессуального права, основания для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 по делу N А53-25806/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.МЕЩЕРИН

Судьи

А.В.САДОВНИКОВ

Е.В.УЛЬКО