Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2010 по делу N А63-752/2010 Дело по заявлению о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа о привлечении общества к ответственности по статье 9.15 КоАП РФ направлено на новое рассмотрение, поскольку вывод судебных инстанций о том, что общество не подлежит привлечению к ответственности по статье 9.15 КоАП РФ как субъект оптового или розничного рынка электрической энергии подлежит дополнительному исследованию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2010 г. по делу N А63-752/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Бобровой В.А. и Волкова Я.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа“ - Чумаковой А.Ю. (доверенность от 01.01.2010), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 16422) и направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в судебном
заседании, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2010 (судья Зорин В.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 (судьи Фриев А.Л., Белов Д.А., Джамбулатов С.И.) по делу N А63-752/2010, установил следующее.

Открытое акционерное общество “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) от 28.12.2009 N 06/55-09 о привлечении к ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 200 тыс. рублей штрафа.

Решением арбитражного суда от 09.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2010, требования удовлетворены на том основании, что общество приняло разумные меры к исполнению требований стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, опубликовав в августе, сентябре и октябре 2009 года сведения в сети Интернет; как субъект естественных монополий общество не является субъектом ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и за нарушение стандартов раскрытия информации может быть привлечено к административной ответственности по статье 19.8.1 Кодекса.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что судебные инстанции неправильно применили нормы права, статья 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальным составом по отношению к статье 19.8.1 Кодекса.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а
кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управление провело проверку соблюдения обществом Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты N 24), по результатам которой составило протокол от 15.12.2009 N 06/55-09 и приняло постановление от 28.12.2009 N 06/4846 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 200 тыс. рублей штрафа.

В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.

Суд первой и апелляционной инстанции неполно исследовал обстоятельства дела, сделал противоречивые выводы и принял судебные акты без совокупной оценки всех доказательств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, что является основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть следующее.

В силу статьи 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ (далее - Закон об электроэнергетике) субъекты естественных монополий в электроэнергетике обязаны публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334)
постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2009 N 24 “Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии“ Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии.

Во исполнение данного постановления управление направило обществу запрос от 12.10.2009 N 06/3785 о предоставлении в срок до 26.10.2009 сведений, обязательных для размещения в средствах массовой информации в соответствии со Стандартами N 24.

Письмом от 09.11.2009 N ДА-541 общество сообщило об опубликовании информации, указанной в пунктах 9 и 11 Стандартов N 24, на официальном сайте в сети Интернет, включая сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с подпунктами “е“ и “к“ пункта 11 Стандартов N 24.

В ходе проведения проверки управление установило, что до октября 2009 года общество не опубликовало на официальном сайте в сети Интернет информацию, указанную в подпунктах “е“ и “к“ пункта 11 Стандартов N 24.

Стандартами N 24 определено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц, независимо от цели получения информации.

Согласно пункту 1 Стандартов N 24 данными стандартами установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Согласно подпункту “е“ пункта 11 Стандартов N 24 опубликованию подлежат: сведения об общей пропускной способности каждого участка электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием:

текущего резерва мощности для присоединения потребителей (в абсолютных показателях) с учетом присоединенных потребителей и отдельно с учетом заключенных договоров на технологическое присоединение;

планируемого резерва мощности на конец года
с учетом присоединенных потребителей, заключенных договоров на технологическое присоединение, поданных заявок на технологическое присоединение и реализации планов капитальных вложений (инвестиционных программ);

Согласно подпункту “к“ пункта 11 Стандартов N 24 опубликованию подлежат:

сведения о поданных заявках на технологическое присоединение и заключенных договорах на технологическое присоединение по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием:

количества поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;

количества заключенных договоров на технологическое присоединение, присоединяемого объема мощности, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;

информации об аннулированных заявках на технологическое присоединение.

Абзацем 3 пункта 12 Стандартов N 24 установлено, что информация, указанная в подпунктах “е“ и “к“ пункта 11 данного документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет не реже одного раза в месяц.

Статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Судебные инстанции сделали вывод о том, что общество выполнило требования Стандартов N 24 и опубликовывало сведения в октябре, сентябре и августе 2009 года. При этом судебные инстанции не выяснили, когда фактически эти публикации состоялись и чем это подтверждено, а также за какой конкретно период (не реже одного раза в месяц) общество не разместило в сети Интернет информацию, указанную
в пунктах 9 и 11 Стандартов N 24, нарушив тем самым абзац 3 пункта 12 Стандартов N 24.

Судебные инстанции сделали вывод о том, что за нарушение установленных стандартов раскрытия информации общество подлежит ответственности по статье 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как субъект естественной монополии, поскольку на основании приказа ФСТ России от 08.09.2008 N 341-э включено в реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Статьей 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 “Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии“ и не содержат стандарты раскрытия информации, касающейся предмета электрической энергии.

Раскрытие информации относительно предмета электрической энергии предусмотрено Стандартами N 24, которые подлежат выполнению субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии.

Согласно статье 31 Закона об электроэнергетике в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности
- поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Законом об электроэнергетике, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

В силу статьи 36 Закона об электроэнергетике субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона об электроэнергетике); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное Ф.И.О. розничных рынков.

В суде кассационной инстанции представитель общества пояснил, что открытое акционерное общество “Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа“ является субъектом розничного рынка электрической энергии.

При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что общество не подлежит привлечению к ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как субъект оптового или розничного рынка электрической энергии подлежит дополнительному исследованию.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда
о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Поскольку судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, и недостаточно обоснованны, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить все фактические обстоятельства дела, в совокупности оценить представленные в дело доказательства, выяснить, за какое конкретно правонарушение общество привлечено к ответственности по статье 9.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и чем это подтверждено, устранить допущенные нарушения, выполнить указания суда кассационной инстанции и принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу N А63-752/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДРАБО

Судьи

В.А.БОБРОВА

Я.Е.ВОЛКОВ