Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2010 по делу N А63-3937/2009 В удовлетворении заявления отказано, так как уполномоченный орган отозвал подпись руководителя в акте выбора земельного участка. На государственном кадастровом учете земельный участок не стоит, сведения о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Землеустроительная документация на земельный участок в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2010 г. по делу N А63-3937/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 4 августа 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Садовникова А.В. и Спириденко Т.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного учреждения “Федеральный медицинский центр“ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (в лице филиала - Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе) - Кабатова Е.И. (доверенность от 08.04.2009), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - Гаранжа А.И. (доверенность от 11.01.2010), от третьего лица
- Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю - Павлухин А.В. (доверенность от 11.01.2010), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью “Инженерно-кадастровый центр по землеустройству и оценке имущества“, третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью “Малое седло“, администрации Кавказских Минеральных Вод, администрации города Кисловодска, Территориального агентства по недропользованию по Ставропольскому краю, Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю в лице Кисловодского отдела, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата по Ставропольскому краю“, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (правопреемника Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю) на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А63-3937/2009 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Баканов А.П.), установил следующее.

ФГУ “Федеральный медицинский центр“ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - медицинский центр) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства “Дополнительный земельный участок к кафе у входа в санаторий “им. Г.К. Орджоникидзе“ со стороны курортного парка в городе-курорте Кисловодске“; признании недействительным землеустроительного дела 2006 года ООО “Малое седло“ (далее - общество); признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю (далее - управление) по постановке на кадастровый учет земельного участка 26:34:02 03 08:0040.

Определением от 08.09.2009 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований о признании незаконными действий управления по
согласованию акта выбора и проекта границ дополнительного земельного участка площадью 118 кв. м под кафе общества в Кисловодском лечебном парке, по постановке его на кадастровый учет, как части земельного участка Кисловодского парка из общей площади 62 167 кв. м с кадастровым номером 26:34:0:4, и отказе в отзыве своего согласования; признании незаконными действий ООО “ИКЦ по землеустройству и оценке имущества“ (далее - центр оценки имущества) по подготовке акта выбора и проекта границ спорного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО “Малое седло“, администрация г. Кисловодска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, администрация Кавказских Минеральных Вод, Территориальное агентство по недропользованию по Ставропольскому краю, Управление Росприроднадзора по Ставропольскому краю в лице Кисловодского отдела, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, ФГУ “Земельная кадастровая палата по Ставропольскому краю“.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2009 (судья Жирнова С.Л.) медицинскому центру отказано в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю отозвало подпись руководителя в акте

выбора земельного участка. На государственном кадастровом учете земельный участок площадью 118 кв. м под кафе общества в Кисловодском курортном парке не стоит, сведения о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Землеустроительная документация на земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, Курортный парк, у входа в санаторий им. Г.К. Орджоникидзе, в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства на территории г. Кисловодска,
отсутствует. Доказательств того, что центр оценки имущества подготовил акт выбора земельного участка, медицинский центр не представил. Постановления или распоряжения собственника земельного участка об утверждении акта выбора и проекта границ дополнительного земельного участка под кафе общества не выносились. Акт выбора земельного участка и землеустроительное дело не относятся к ненормативным актам, поскольку не являются распорядительными документами, и не могут нарушать права и законные интересы медицинского центра.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2010 в части обжалования отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий управления по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, как части земельного участка Кисловодского парка и отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий ООО “ИКЦ по землеустройству и оценке имущества“ по подготовке акта выбора и проекта границ спорного земельного участка, производство по апелляционной жалобе прекращено. В части отказа в признании незаконными действий управления по согласованию акта выбора и проекта границ дополнительного земельного участка площадью 118 кв. м под кафе общества в Кисловодском лечебном парке и отказе в отзыве своего согласования решение от 06.11.2009 отменено. Суд апелляционной инстанции признал незаконными действия управления по согласованию акта выбора и проекта границ дополнительного земельного участка площадью 118 кв. м под кафе общества в Кисловодском лечебном курортном парке и отказе в отзыве своего согласования. В остальной части решение оставлено без изменений. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок площадью 118 кв. м расположен в границах зоны санитарной охраны курорта Кисловодск и в силу Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ относится к объектам федеральной собственности и находится в ведении органов
федеральной власти. Независимо от наличия либо отсутствия подписи (согласования) директора санатория им. Г.К. Орджоникидзе у управления отсутствовали законные основания для согласования

акта выбора и проекта границ дополнительного земельного участка площадью 118 кв. м. Уклонение по отзыву согласования также является незаконным действием. То обстоятельство, что спорный земельный участок площадью 118 кв. м на государственном кадастровом учете не состоит и сведения о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых природных территорий.

В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просит отменить постановление от 08.04.2010 в части признания незаконными действий управления по согласованию акта выбора и проекта границ дополнительного земельного участка площадью 118 кв. м под кафе общества в Кисловодском лечебном курортном парке и отказе в отзыве своего согласования. По мнению управления, при вынесении постановления суд апелляционной инстанции не учел, что о фальсификации подписи руководителя медицинского центра управлению стало известно в ходе судебного разбирательства, в связи с чем спорное согласование было отозвано письмом от 03.11.2009 N 06/15039 до рассмотрения спора по существу. Апелляционный суд рассмотрел вопрос, который не был предметом заявленных требований (законность акта выбора от 20.03.2007 N 706), и вопрос об отзыве подписи (письмо от 03.11.2009 N 06/15039), и не рассмотрел требование о законности решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в его согласовании, принимаемое органами местного самоуправления.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель медицинского центра возражал против ее удовлетворения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав
участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебный акт подлежит отмене в обжалуемой части, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок - Кисловодский лечебный курортный парк, площадью 9 484 тыс. кв. м, предназначенный для лечебно - оздоровительных целей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.04.2003 серии 26 АГ N 167000.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 25.06.2003 N 2787-р “О закреплении федерального имущества за ФГУ “Федеральный медицинский центр“ Минимущества России“ имущественный

комплекс Кисловодского лечебного парка передан на праве оперативного управления медицинскому центру. Приказом медицинского центра от 05.01.2004 N 33 указанный парк закреплен за филиалом медицинского центра - санаторием им. Г.К. Орджоникидзе.

Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ставропольскому краю от 13.01.2005 N 2 земли парка площадью 9 480 тыс. кв. м переданы в постоянное (бессрочное) пользование медицинскому центру.

Постановлением главы администрации г. Кисловодска от 14.09.1999 N 957 обществу предоставлен земельный участок площадью 50 кв. м для проектирования временной установки павильона по продаже напитков, кондитерских изделий и 64 кв. м для благоустройства территории у входа в парк со стороны санатория им. Г. К.Орджоникидзе.

На земельном участке Кисловодского лечебного курортного парка у входа в санаторий им. Г.К. Орджоникидзе на площади 377,538 кв. м возведены капитальные строения кафе “Малое седло“ с торговым залом, мангалом, навесом и складскими помещениями.

В материалах дела имеется акт выбора дополнительного земельного участка к кафе у входа в санаторий им. Г.К. Орджоникидзе со стороны курортного парка в городе- курорте Кисловодске и предварительное
согласование размещения объекта строительства от 20.03.2007 N 706 с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю.

Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе - филиал медицинского центра обращался в управление с заявлениями об отзыве согласования по отводу дополнительного земельного участка в Кисловодском лечебном курортном парке площадью 118 кв. м, данные требования оставлены без удовлетворения.

Медицинский центр, полагая незаконными действия управления по согласованию акта выбора и проекта границ дополнительного земельного участка площадью 118 кв. м под кафе общества в Кисловодском лечебном курортном парке, по постановке его на кадастровый учет как части земельного участка Кисловодского парка из общей площади 62 167 кв. м с кадастровым номером 26:34:0:4, и отказе в отзыве своего согласования и действия центра оценки имущества по подготовке акта выбора и проекта границ спорного земельного участка, обратился в суд.

В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании

недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие
полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения в границах округа санитарной защиты курорта.

В соответствии с пунктом 2 положения о курорте Кисловодск, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 29.01.1986 N 45 “Об утверждении положений о курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск“, курорт

включает в себя курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их использования, санаторно-курортные учреждения и иные объекты; границы и режим округа санитарной охраны курорта установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300.

Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ особо охраняемые
природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок относится к объектам федеральной собственности и находится в ведении органов федеральной власти.

Вместе с тем обстоятельства, связанные с принадлежностью спорного земельного участка к федеральному уровню собственности учитывались судом первой инстанции, который установил, что собственником земельного участка - Кисловодского лечебного курортного парка, предназначенного для лечебно-оздоровительных целей, площадью 9 484 тыс. кв. м, является Российская Федерация.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статьи 9, 10 и 11 данного Кодекса).

Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков для строительства из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов или без предварительного согласования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке: сначала осуществляется выбор земельного участка и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта; затем проводятся работы по формированию земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет; после этого принимается решение

о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

Как видно из материалов дела
и установлено судами, спорный земельный участок площадью 118 кв. м под кафе общества в Кисловодском курортном парке на государственном кадастровом учете не состоит, сведения о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости и землеустроительная документация на него в государственном фонде данных отсутствуют. Постановления или распоряжения собственника земельного участка об утверждении акта выбора и проекта границ дополнительного земельного участка под кафе общества не выносились. Кроме того, подпись руководителя управления (согласование) отозвана письмом от 03.11.2009 N 06/15039.

В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции исследовал и оценил представленные в материалы дела документы и с учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию при рассмотрении данного спора, пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал медицинскому центру в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Нарушения при разрешении спора судом первой инстанции норм материального и процессуального права в обжалуемой части, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационной инстанцией не установлены.

Таким образом, постановление апелляционной инстанции от 08.04.2010 следует отменить в обжалуемой части, а решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2009 - оставить в силе.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А63-3937/2009 отменить в части отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2009 и признания незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю по согласованию акта выбора и проекта границ дополнительного земельного участка площадью 118 кв. м под кафе ООО “Малое седло“ в Кисловодском лечебном курортном парке и отказе в отзыве своего согласования.

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2009 по делу N А63-3937/2009 оставить в силе.

В остальной части постановление от 08.04.2010 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ИИ.ФЕФЕЛОВА

Судьи

А.В.САДОВНИКОВ

Т.А.СПИРИДЕНКО