Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.07.2010 по делу N А53-4642/2009 В удовлетворении жалобы на действия представителя конкурсного управляющего банка и отстранении его от исполнения обязанностей отказано, так как налоговый орган не представил доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей представителя конкурсного управляющего, а также доказательств того, что такое неисполнение повлекло нарушение прав и законных интересов налогового органа или причинило убытки банку и его кредиторам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2010 г. по делу N А53-4642/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2010.

Полный текст постановления изготовлен 13.07.2010.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Калашниковой М.Г. и Леоновой О.В., при участии от конкурсного управляющего ОАО “Акционерный банк “Южный торговый банк“ государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов“ - Кривоногова А.Б. (доверенность от 25.12.2009) и Голенковой Г.К. (доверенность от 20.04.2010), в отсутствие заявителя - Банка России в лице Главного управления Банка России по Ростовской области, должника - открытого акционерного общества “Акционерный банк “Южный торговый банк“, уполномоченного органа - Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, других
участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области на определение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2009 (судьи Грязева В.В., Запорожко Е.В., Назаренко Р.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Андреева Е.В., Винокур И.Г., Николаев Д.В.) по делу N А53-4642/2009, установил следующее.

В рамках дела о банкротстве ОАО “Акционерный банк “Южный торговый банк“ (далее - банк; должник) УФНС по Ростовской области (далее - уполномоченный орган, налоговый орган) обратилось в арбитражный суд с жалобой на действия представителя конкурсного управляющего банка Михана В.В. и просило отстранить его от исполнения обязанностей представителя конкурсного управляющего.

Определением от 29.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2010, в удовлетворении жалобы отказано. Суды пришли к выводу, что представитель конкурсного управляющего Михан В.В. обоснованно отклонил требование уполномоченного органа о созыве внеочередного собрания кредиторов, поскольку размер его требований составил менее десяти процентов от общей суммы требований кредиторов. ФНС России осуществляет права конкурсного кредитора по включенным в реестр требованиям государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов“ (далее - агентство) на собрании кредиторов и заседании комитета кредиторов с учетом мнения агентства. При наличии комитета кредиторов представитель конкурсного управляющего не обязан созывать собрание кредиторов для представления ему отчета о своей деятельности. Участие представителя агентства в собрании кредиторов банка с правом голоса не противоречит закону, так как у банка перед агентством имеется задолженность по страховым взносам в фонд обязательного страхования вкладов, включенная в третью очередь реестра кредиторов. Уполномоченный орган не представил доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения Миханом В.В. обязанностей представителя
агентства как конкурсного управляющего, а также доказательств того, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы ФНС России или повлекло за собой убытки для банка либо его кредиторов.

В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить судебные акты. Заявитель утверждает, что ФНС России осуществляет права конкурсного кредитора (включая требования агентства) на общую сумму 430 584 500 тыс. рублей, что соответствует 59% от общей суммы требований кредиторской задолженности банка, в связи с чем отказ представителя конкурсного управляющего в удовлетворении требования налогового органа о проведении собрания кредиторов неправомерен. В нарушение пункта 2 статьи 50.22 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ за период с даты признания банка банкротом проведено только одно собрание кредиторов. Представитель налогового органа не был уведомлен о заседании комитета кредиторов 04.08.2009, а также о результатах этого заседания. Представитель агентства неправомерно участвовал в первом собрании кредиторов с правом голоса по требованиям о взыскании с банка задолженности по страховым взносам в фонд обязательного страхования вкладов, так как в силу пункта 1 Положения “О порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов“ уполномоченный орган осуществляет права требования агентства, перешедшие к нему в результате принятия мер по взысканию с банка сумм задолженности по требованиям агентства.

Агентство в отзыве просит кассационную жалобу отклонить, полагая, что выводы судов соответствуют закону.

Изучив материалы дела и выслушав представителей агентства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом Банка России от 04.03.2009 N ОД-196 с 05.03.2009 у должника
отозвана лицензия на осуществление банковских операций в связи с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

Решением от 21.04.2009 банк признан несостоятельным (банкротом), в отношении его введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждено агентство. Представителем конкурсного управляющего банка является Михан В.В. на основании выданной ему агентством доверенности от 26.06.2009 N 935.

Информация о проведении собрания кредиторов банка опубликована в газете “Коммерсантъ“ от 18.07.2009 N 129.

4 августа 2009 года проведено первое собрание кредиторов банка со следующей повесткой: 1) об образовании комитета кредиторов банка и определении его количественного состава; 2) отчет о деятельности конкурсного управляющего банком с информацией о финансовом состоянии банка и его имущества; 3) об определении компетенции комитета кредиторов банка; 4) об избрании членов комитета кредиторов кредитной организации (по предложению кредиторов); 5) об определении срока представления конкурсным управляющим собранию (комитету кредиторов Банка) отчетов; 6) об утверждении сметы планируемых расходов (затрат) на проведение мероприятий по конкурсному производству на период после первого собрания кредиторов Банка. Вопросы повестки дня, предусмотренные пунктами 5 и 6, должны были рассматриваться собранием в случае, если комитет кредиторов не будет образован.

Собрание кредиторов от 04.08.2009 приняло решение об образовании комитета кредиторов банка в количестве 5 человек, определена компетенция комитета кредиторов и избран персональный его состав, о чем составлен протокол от 04.08.2009 N 1. Решение собрания кредиторов в суде не оспорено.

По итогам заседания комитета кредиторов, состоявшегося 04.08.2009, приняты решения об утверждении регламента работы комитета кредиторов банка; о предоставлении конкурсным управляющим комитету кредиторов отчета о своей деятельности с информацией о финансовом состоянии банка, его имуществе не реже чем один раз в квартал; об утверждении
сметы планируемых расходов (затрат) в сумме 13 550 400 рублей по проведению мероприятий по конкурсному производству банка на период с 04.08.2009 по 30.09.2009.

Уполномоченный орган 18.08.2009 направил конкурсному управляющему требование о созыве собрания кредиторов банка с повесткой дня: о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов, об образовании комитета кредиторов, об определении количественного состава комитета кредиторов, об определении персонального состава комитета кредиторов, об определении полномочий комитета кредиторов, об избрании представителя собрания кредиторов.

Уведомлением от 02.09.2009 конкурсный управляющий отказал налоговому органу в созыве собрания кредиторов, указав, что в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ собрание кредиторов созывается по инициативе конкурсных кредиторов, требования которых составляют не менее десяти процентов об общей суммы требований кредиторов, включенных в реестр кредиторов банка. Однако сумма требований уполномоченного органа установлена конкурсным управляющим в размере 72 225 353 рублей 38 копеек, что составляет 9,83% от общей суммы требований кредиторов, включенных в реестр.

Отказ в созыве собрания кредиторов послужил основанием для обращения в суд с жалобой на действия представителя конкурсного управляющего.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ собрание кредиторов созывается по инициативе конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ в делах о банкротстве (принудительной ликвидации) и в процедурах банкротства (принудительной ликвидации) банков права требования к банку, перешедшие к агентству в результате выплаты им
возмещения по вкладам, представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации “Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ от 14.10.2004 N 548 предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов“ в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам, является Федеральная налоговая служба.

Согласно пункту 2 Положения “О порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов“ в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам“ (утверждено приказом Минфина России от 12.04.2005 N 56н; далее - Положение) ФНС России исполняет свои обязанности по представлению прав требования агентства к банку с даты принятия арбитражным судом решения о признании банка банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства и до завершения конкурсного производства, учитывая совмещение Агентством прав кредитора с полномочиями конкурсного управляющего при банкротстве банка, которыми оно наделяется в соответствии со статьей 50.20 Федерального закона от 25 февраля 1999 N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“.

В силу пункта 3 Положения ФНС России при представлении прав требования агентства к банку действует без доверенности от имени агентства и в его интересах как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах банкротства банка. В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения ФНС России осуществляет права конкурсного кредитора по включенным в реестр требованиям агентства на собрании кредиторов, а также на заседании комитета кредиторов банка через своего
представителя. При этом ФНС России учитывает мнение агентства при участии в собрании (заседании комитета) кредиторов.

Согласно статье 50.24 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ представитель агентства при исполнении им обязанностей представителя конкурсного управляющего может быть отстранен арбитражным судом от исполнения указанных обязанностей в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение представителем агентства обязанностей представителя конкурсного управляющего при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы или повлекло за собой убытки для кредитной организации либо ее кредиторов.

Суды оценили доводы заявителя жалобы о нарушении его прав при отказе в созыве собрания кредиторов и пришли к выводу, что права налогового органа не нарушены отказом представителя управляющего в проведении собрания кредиторов, так как на первом собрании кредиторов и заседании комитета кредиторов 04.08.2009 разрешены практически все вопросы, предложенные заявителем представителю управляющего в требовании от 18.08.2009. При этом представитель налогового органа участвовал этом собрании, кроме того, представитель уполномоченного органа включен в состав комитета кредиторов.

Суды оценили и обоснованно отклонили доводы налогового органа о нарушении представителем конкурсного управляющего пункта 2 статьи 50.22 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“, согласно которому конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов, а если им образован комитет кредиторов, то комитету кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже одного раза в месяц, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлены более продолжительные период или
сроки представления отчета.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что за период с дня признания банка банкротом (21.04.2009) проведено только одно собрание кредиторов (04.08.2009).

Данный довод следует отклонить. В силу пункта 4 статьи 50.25 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ конкурсный управляющий вправе созвать первое собрание кредиторов после установления в соответствии с подпунктом 1 пункта 3, пунктами 4, 6 и 10 статьи 50.28 Федерального закона требований, предъявленных в соответствии с пунктом 2 статьи 50.29 Федерального закона, но не позднее 90 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Сведения о признании банка банкротом и об открытии конкурсного производства опубликованы в газете “Коммерсантъ“ 08.05.2009 N 82. Таким образом, проводя первое собрание кредиторов банка 04.08.2009 (то есть не позднее 90 дней со дня опубликования указанных сведений), представитель конкурсного управляющего не нарушил требования закона.

Довод о том, что представитель налогового органа Иванько О.В. не уведомлялась о заседании комитета кредиторов 04.08.2009, также оценивался апелляционным судом, который пришел к выводу, что принимавший участие в собрании кредиторов представитель уполномоченного органа не мог не знать о дате и времени заседания комитета кредиторов, состоявшегося в тот же день. Заявитель данный вывод суда не оспорил.

Довод о том, что представитель конкурсного управляющего неправомерно допустил участие в первом собрании кредиторов представителя агентства с правом голоса по требованиям о взыскании с банка 377 281 рубль задолженности, не обоснован. Суды правомерно исходили из того, что названная сумма представляет собой задолженность банка перед агентством по страховым взносам в фонд обязательного страхования вкладов, возникшая на основании Федерального закона “О страховании
вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“. Этот закон, так же как и постановление Правительства Российской Федерации “Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ от 14.10.2004 N 548 и Положение предусматривают право ФНС России представлять в деле о банкротстве банка только права требования, перешедшие к агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам.

Оценив обстоятельства спора, суды пришли к выводу о том, что налоговый орган не представил доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения Миханом В.В. обязанностей представителя конкурсного управляющего, а также доказательств того, что такое неисполнение повлекло нарушение прав и законных интересов ФНС России или причинило убытки банку и его кредиторам. Данные выводы налоговый орган не оспаривает.

При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А53-4642/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Ф.КУХАРЬ

Судьи

М.Г.КАЛАШНИКОВА

О.В.ЛЕОНОВА