Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.05.2010 по делу N А63-6177/2009 Поскольку у третьего лица отсутствовала лицензия на вещание канала, ретрансляция которого предусмотрена условиями договора, общество правомерно с соблюдением порядка, установленного законом и договором, прекратило оказание третьему лицу предусмотренных договором услуг телевещания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2010 г. по делу N А63-6177/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Спириденко Т.А., судей Афониной Е.И. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истца - управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю - Абрековой И.Ю., Бондаренко Е.Н. (доверенности от 11.01.2010), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью “Сфинкс“ - Разумова П.В. (доверенность от 15.02.2010), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сфинкс“ на решение Арбитражного суда Ставропольского
края от 25.11.2009 (судья Тузова Р.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 (судьи Сулейманов З.М., Белов Д.А., Мельников И.М.) по делу N А63-6177/2009, установил следующее.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей к ООО “Сфинкс“ (далее - общество) об обязании общества устранить нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых услугах, путем указания в публичных договорах перечня транслируемых обществом эфирных и дополнительных каналов; об обязании общества надлежащим образом исполнять установленные в п. 3.1.2 условия публичного договора на предоставление услуг кабельного телевидения абонентам, то есть обеспечить ретрансляцию всех эфирных телевизионных программ, осуществляющих вещание на территории г. Ставрополя, а именно “Первый“ канал“, “Россия“, “СТС-АТВ“, “Культура“, “Петербург 5 канал“, “ТВ 3 Модем“, “Муз ТВ“, Домашний“, “СКЭТ-ТНТ“ (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено ООО “Сеть студий коммерческого вещания“ (далее - ООО “ССКВ“), которое просило обязать общество исполнять требования пункта 1.3 договора от 19.12.2001 N 081-12 на ретрансляцию телеканала “АТВ-Ставрополь“ на частоте 191,25 МГц, ТВК-8 в кабельной сети общества.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010, иск управления и самостоятельные требования ООО “ССКВ“ удовлетворены. Суд исходил из того, что обществом нарушены права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах (перечень транслируемых кабельных и эфирных каналов), а также нарушены обязательства по договору от 19.12.2001 N 081-12 с
ООО “ССКВ“ в связи с изменением способа передачи видеосигналов с аналогового на цифровой.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 25.11.2009 и постановление апелляционной от 15.02.2010 как не соответствующие нормам права и материалам дела и прекратить производство по делу. По мнению заявителя, факт некачественной трансляции телеканалов не доказан, опровергается актами плановой проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Ставропольскому краю в период с 21 октября по 17 ноября 2009 г. Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в приобщении к материалам дела указанных актов, которые заявитель не мог представить в суд первой инстанции. Действующее законодательство и договор от 19.12.2001 N 081-12 не содержат указаний на обязательную трансляцию телеканалов в аналоговом формате. Информация о транслируемых телеканалах доводится до сведения абонентов посредством имеющейся у общества системы информационно-справочного обслуживания. Договоры, заключенные до введения в действие Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (1 марта 2007 г.), соответствуют закону. Суд необоснованно отклонил ходатайство общества о прекращении производства по делу, поскольку споры, вытекающие из правоотношений в области защиты прав потребителей, не являются экономическими спорами, и не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

В отзывах на кассационную жалобу управление и ООО “ССКВ“ просят оставить судебные акты без изменения, считая, что суды дали верную оценку обстоятельствам дела и правильно применили нормы права.

В судебном заседании представители общества и управления повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 25.11.2009 и постановление апелляционной от 15.02.2010 надлежит
отменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, общество по выданным Федеральной службой по надзору в сфере связи лицензиям N 42597 и 49987 оказывает услуги связи для целей эфирного и кабельного вещания на территории г. Ставрополя.

На основании статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации общество заключает договоры с гражданами на предоставление услуг кабельного телевидения.

Так, по условиям имеющегося в материалах дела договора на предоставление услуг кабельного телевидения от 10.12.2002, заключенного обществом (исполнитель) и гражданином Гуськовым А.П. (абонент), исполнитель обязан обеспечить ретрансляцию эфирных телевизионных программ, а также ретрансляцию дополнительных телепрограмм (согласно ГОСТа), принимаемых исполнителем по спутниковым каналам до абонентского отвода распределительной коробки при условиях, указанных в пункте 3.1.2 договора.

Из текста жалобы от 19.02.2009 гражданина Гуськова А.П. руководителю управления и иных жалоб граждан, имеющихся в материалах дела, следует, что с 31 декабря 2008 г. общество без предварительного уведомления своих абонентов прекратило вещание эфирных каналов “АТВ-Ставрополь“, “Домашний“, “Муз-ТВ“; телеканал “АТВ-Ставрополь“ входит в цифровой пакет и его вещание возможно только при наличии телевизора с поддержкой стандарта DVB-C или дорогостоящей приставки.

Управление, полагая, что своими действиями общество нарушает положения законодательства о защите прав потребителей, обратилось в арбитражный суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (далее - Закон о защите прав потребителей) потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу статьи 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор
в области защиты прав потребителей осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами). Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Руководствуясь полномочиями, предоставленными статьей 40 Закона о защите прав потребителей, пунктом 1 раздела 1, пунктом 8.4.6 раздела 3 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 16.08.2006 N 249, управление обратилось с настоящим иском.

Согласно статьям 40, 44 и 45 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются стороны. Сторонами в арбитражном процессе являются истец и ответчик.

В силу статьи 53 Кодекса в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Из статьи 53 Кодекса следует, что стороной (истцом) в деле, возбужденном на основании иска, поданного указанным в этой статье органом, является лицо, в интересах которого заявлен иск.

Управление заявило иск в защиту интересов неограниченного круга потребителей - физических лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Кодекса арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Управление представило в арбитражный суд заявление в
защиту прав потребителей - физических лиц, приобретающих услуги исключительно для личных нужд, а, следовательно, действует в интересах субъектов, споры с участием которых не подведомственны арбитражному суду.

В соответствии с частью 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Дело, истцами по которому являются физические лица, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и подлежит прекращению.

Суд первой инстанции отклонил ходатайство общества о прекращении производства по делу, указав, что иск затрагивает интересы третьего лица с самостоятельными требованиями - ООО “ССКВ“.

Однако в силу приведенных норм права, если уполномоченный орган (управление) обращается в защиту прав физических лиц или одновременно физических и юридических лиц, либо неопределенного круга лиц, такие споры подведомственны судам общей юрисдикции. Исходя из того, что в данном споре управление обратилось в защиту прав неопределенного круга лиц, то данное дело не мог быть рассмотрено в арбитражном суде, а потому производство по делу в части требований управления подлежало прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд не учел, что ООО “ССКВ“ не является абонентом или потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей, а использует услуги связи как вещатель, обеспечивая ретрансляцию своих телепрограмм по кабельным сетям общества (оператора) на основании договора от 19.12.2001 N 081-12. Таким образом, иск управления и требования ООО “ССКВ“ различны по предмету и основаниям и подлежат раздельному рассмотрению.

При рассмотрении самостоятельных требований ООО “ССКВ“ судами установлено, что общество и ООО “ССКВ“ заключили договор от 19.12.2001 N 081-12, согласно которому общество
(оператор) приняло на себя обязательства по трансляциям телепрограмм ООО “ССКВ“. Дополнительным соглашением от 27.12.2006 действие договора приостановлено с 01.01.2007 по 31.12.2008. Возобновление прав и обязанностей по договору от 19.12.2001 N 081-12 установлено с 01.01.2009 (пункт 2 дополнительного соглашения).

Письмом от 04.12.2008 N 1281 общество сообщило ООО “ССКВ“ о необходимости представить лицензию на кабельное вещание.

В ответ на запрос ООО “ССКВ“ представило лицензию от 29.08.2005 N 9218 на осуществление эфирного вещания.

Общество направило в его адрес уведомление от 09.12.2008 N 1291 “О прекращении действия договора от 19.12.2001 N 081-12 и прекращении исполнения сторонами своих прав и обязанностей по договору“, в котором со ссылкой на статью 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 4, статью 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ (далее - Закон о связи), пункт 39 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785 (далее - Правила оказания услуг телевещания), указало на невозможность осуществления ретрансляции канала “АТВ-Ставрополь“ на частоте ТВ-8-191,25 МГЦ, поскольку названные нормативные акты не допускают кабельное вещание только на основании телевизионного вещания посредством эфирного телевидения, а также сообщило о прекращении с 31.12.2008 ретрансляции канала “АТВ-Ставрополь“ и канала “НТВ“ ввиду отсутствия у ООО “ССКВ“ правомочий на предоставление программ канала “НТВ“ и незакрепления в договоре частоты вещания данного канала.

В письме от 19.12.2008 N 247 ООО “ССКВ“ сообщило об отсутствии законных оснований для расторжения договора от 19.12.2001 N 081-12 в одностороннем порядке. В адрес общества также направлена претензия от 11.01.2009 N 255-01 с требованием о возобновлении трансляции телеканала
“АТВ-Ставрополь“.

С 01.01.2009 общество прекратило ретрансляцию канала “АТВ-Ставрополь“ в своей кабельной сети.

В силу пунктов 1, 2 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Отношения между вещателем и оператором связи, оказывающим услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телерадиовещания, регулируются Правилами оказания услуг телевещания. Пунктом 43 Правил оказания услуг телевещания предусмотрено, что оператор связи обязан оказывать вещателю услуги связи для целей телерадиовещания в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данными Правилами, лицензией и договором.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Согласно пункту 12 Правил оказания услуг телевещания договор между оператором связи и вещателем заключается в письменной форме на неопределенный срок. Оператор связи вправе отказать в заключении договора с вещателем при отсутствии у вещателя лицензии на вещание, дающей право осуществлять распространение продукции средства массовой информации с использованием технических возможностей сети связи телерадиовещания оператора связи (пункт 39 указанных Правил).

В случае нарушения абонентом или вещателем требований, связанных с оказанием услуг связи для целей телерадиовещания, установленных Законом о связи, Правилами и договором, оператор связи вправе приостановить оказание услуг связи для целей телерадиовещания до устранения нарушения, уведомив об этом абонента или вещателя.

В случае неустранения такого нарушения по истечении 6 месяцев с даты получения абонентом или вещателем от оператора связи
уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи для целей телерадиовещания оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор (пункт 46 Правил оказания услуг телевещания).

Согласно пунктам 5.2, 7.3 договора от 19.12.2001 N 081-12 оператор имеет право одностороннего отказа от договора при систематическом нарушении ООО “ССКВ“ своих обязательств.

Поскольку у ООО “ССКВ“ отсутствовала лицензия на кабельное вещание канала “АТВ-Ставрополь“, отсутствует лицензия на вещание канала “НТВ“, ретрансляция которого предусмотрена условиями договора, общество правомерно, с соблюдением порядка, установленного законом и договором, прекратило оказание ООО “ССКВ“ предусмотренных договором от 19.12.2001 N 081-12 услуг телевещания.

При таких обстоятельствах правовые основания для понуждения общества удовлетворения самостоятельных требований ООО “ССКВ“ отсутствуют.

ООО “ССКВ“ не лишено права после устранения допущенных нарушений, связанных с отсутствием соответствующих лицензий, обратиться к обществу с требованием о возобновлении оказания предусмотренных договором услуг связи или заключении нового договора.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

При таких обстоятельствах решение от 25.11.2009 и постановление апелляционной инстанции от 15.02.2010 как принятые с нарушением норм процессуального и материального права подлежат отмене; в части требований управления производство по делу следует прекратить, в удовлетворении самостоятельных требований
ООО “ССКВ“ - отказать

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А63-6177/2009 отменить.

Прекратить производство по делу в части требований Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю к обществу с ограниченной ответственностью “Сфинкс“.

В удовлетворении самостоятельных требований общества с ограниченной ответственностью “Сеть студий коммерческого вещания“ к обществу с ограниченной ответственностью “Сфинкс“ отказать.

Прекратить взыскание по отмененным судебным актам.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.СПИРИДЕНКО

Судьи

Е.И.АФОНИНА

И.П.НАЗАРЕНКО