Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2010 по делу N А32-10132/2009 Поскольку Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ спорный земельный участок отнесен к муниципальной собственности, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что администрация представила документы, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности, и признали отказ управления со ссылкой на пункт 12 статьи 1 указанного Закона необоснованным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 г. по делу N А32-10132/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Спириденко Т.А., судей Мещерина А.И. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - Зубовой Л.В. (доверенность от 05.05.2010), в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования город-курорт Анапа, третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную
жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2009 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 (судьи Ломидзе О.Г., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А32-10132/2009, установил следующее.

Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий регистратора Анапского городского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю Лылиной Н.К. (далее - регистратор) по приостановлению государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 112 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:0107001:0112, расположенный по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, 38 (далее - земельный участок); об обязании регистратора осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, далее - управление) от 17.03.2009 N 26/005/2009-156 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок; обязать управление осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок.

Требования мотивированы тем, что земельный участок, расположенный в границах курорта федерального значения, относится к муниципальной собственности в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ “О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности
и о внесении изменения в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях“ (далее - Закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ). Отказ в государственной регистрации противоречит названному Закону и нарушает права муниципального образования.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - агентство).

Определением от 27.08.2009 вторым заинтересованным лицом привлечено управление.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010, отказ управления в государственной регистрации признан незаконным. Суд обязал управление осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения. Судебные акты мотивированы тем, что доказательства регистрации права федеральной собственности на земельный участок или наличие оснований для отнесения земельного участка к федеральной собственности не представлены. Право муниципальной собственности на земельный участок возникло в силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ. Поскольку администрация предоставила управлению всю необходимую информацию, а выписка из реестра федерального имущества при таких условиях не являлась правоустанавливающим документом, действия управления не соответствуют Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о регистрации) и нарушают права администрации.

В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 29.10.2009 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2010, в удовлетворении требований отказать. Заявитель полагает, что суды необоснованно применили пункт 11 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, поскольку администрация не представила доказательства отнесения земельного участка к иным земельным участкам, указанным в этой норме. Курорт Анапа и
рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта являются федеральной собственностью исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“, Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“, постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 “Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения“. Учитывая требования приведенных нормативных актов, наличие выписки из реестра федерального имущества, а также судебные акты по делу N А32-20532/2006 в отношении спорного земельного участка, отказ в государственной регистрации соответствует статье 20 Закона о регистрации.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В судебном заседании представитель управления повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 19 января 2009 г. администрация обратилась в управление за государственной регистрацией права муниципальной собственности на земельный участок площадью 112 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:0107001:0112, расположенный по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, 38.

Согласно расписке от 19.01.2009 в управление представлены заявление о государственной регистрации, выписка из реестра объектов муниципальной собственности от 19.12.2008, доверенность от 13.01.2009, кадастровый паспорт земельного участка от 01.08.2005, квитанция об уплате госпошлины от 14.01.2009.

Уведомлением от 13.02.2009 N 26/005/2009-156 управление приостановило регистрацию в связи с возникшими у регистратора сомнениями, поскольку из мотивировочной части решения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2008 по делу N А32-20532/2006 следует, что
в отношении земельного участка установлен режим особо охраняемых природных территорий, имеющих федеральное значение. В агентство направлен запрос о наличии или отсутствии права федеральной собственности на земельный участок.

Сообщением от 17.03.2009 N 26/005/2009-156 управление отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. Отказ обоснован тем, что в ответ на его запрос из агентства получена выписка из реестра федерального имущества от 19.02.2009 N 1466, согласно которой спорный земельный участок является федеральной собственностью. Наличие такой записи в реестре федерального имущества не позволяет внести запись о праве муниципальной собственности на данный объект в Единый государственный реестр права на недвижимое имущество и сделок с ним.

Администрация, считая отказ управления в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок не соответствующим закону и нарушающим права муниципального образования, обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 3 статьи 9, пункта 1
статьи 13 и пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

В статье 17 Закона о регистрации установлены основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок. В статье 20 Закона о регистрации перечислены основания для отказа в государственной регистрации прав.

В пункте 1 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В пункте 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Кодекса).

В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“. В пункте 2 статьи 3 названного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996
N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“, курорт и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Анапы признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Согласно части 7 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.

В силу частей 10, 11 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 статьи 1, расположены в границах курортов федерального значения и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи 1.

Судебные инстанции установили,
что до вступления в законную силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ право федеральной собственности на земельный участок не зарегистрировано, наличие предусмотренных частями 8 - 10 статьи 1 названного Закона оснований не подтверждено.

Поскольку Законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ земельный участок отнесен к муниципальной собственности, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что администрация представила документы, необходимые для проведения государственной регистрации, и признали отказ управления со ссылкой на пункт 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ необоснованным. Выписка из реестра федеральной собственности на земельный участок не являлась препятствием для регистрации права муниципальной собственности, поскольку сохранение в реестре соответствующей записи не основано на положениях данного Закона.

Довод управления о том, что действия регистратора связаны с наличием в регистрационном деле решения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2008 по делу N А32-20532/2006, которым земельный участок отнесен к федеральной собственности, правомерно отклонен судами, поскольку судебный акт принят до вступления в силу Закона от 03.11.2008 N 244-ФЗ (20.12.2008).

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая оценка. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.

Основания для отмены или изменения обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеются.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2009 и
на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А32-10132/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.СПИРИДЕНКО

Судьи

А.И.МЕЩЕРИН

Е.В.УЛЬКО