Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.04.2010 по делу N А32-55976/2009-11/1259-75АЖ В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ отказано, так как источник загрязнения атмосферного воздуха, образующийся при проведении обществом погрузо-разгрузочных работ по перевалке зерновых культур, не включен в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и плата за негативное воздействие на окружающую среду от данного источника не вносилась.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2010 г. по делу N А32-55976/2009-11/1259-75АЖ

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Директория - Новый морской порт“ - Пипник С.С. (доверенность от 03.12.2009), от заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу - Ломакиной Н.В. (доверенность от 29.12.2009), Черкашина А.А. (доверенность от 25.12.2009), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Директория -
Новый морской порт“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2010 по делу N А32-55976/2009-11/1259-75АЖ (судья Лесных А.В.), установил следующее.

ООО “Директория - Новый морской порт“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент) от 19.11.2009 N 0000222/3/09 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 22.01.2010 (с учетом определения от 22.03.2010 об исправлении опечатки) в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения.

В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что НП ООО “Фауна“ (Геленджик) выполняет для общества инвентаризацию источников выбросов и разработку нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе и выбросов ЗВ, выделяемых в процессе перегрузки зерновых культур. Перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом перегрузки зерновых завершен, доплата произведена, что исключает привлечение к ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса.

В отзыве на кассационную жалобу департамент считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители департамента в судебном заседании просили оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского
округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Краснодарская транспортная прокуратура совместно с сотрудниками департамента провели проверку общества по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что источник загрязнения атмосферного воздуха, образующийся при проведении обществом погрузо-разгрузочных работ по перевалке зерновых культур, не включен в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 26.03.2008 N В6/28 и плата за негативное воздействие на окружающую среду от данного источника не вносилась.

По результатам проверки прокурор постановлением от 16.11.2009 возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.21 Кодекса и направил дело департаменту для рассмотрения.

По итогам рассмотрения материалов проверки департамент принял постановление от 19.11.2009 N 0000222/3/09 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса в виде 40 тыс. рублей штрафа.

Общество, не согласившись с постановлением, обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения.

Частью 1 статьи 8.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Частью 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ установлено, что выбросы и сбросы химических
веществ, в том числе выбросы в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При этом правильность выброса в атмосферный воздух вредных веществ определяется с учетом источников выброса, видов вредных веществ и их количества. В разрешении на выброс загрязняющих веществ должны учитываться все конкретные стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и наименование загрязняющих атмосферный воздух веществ.

Деятельность общества связана с эксплуатацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом имеющееся у общества специальное разрешение от 26.03.2008 N В6/28 не содержит указание на источник загрязнения атмосферного воздуха, образующийся при проведении им погрузо-разгрузочных работ по перевалке зерновых культур.

Согласно методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, принятому Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 24.12.2004 в целях совершенствования государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Кроме
того, к стационарным источникам выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относится любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах источник загрязнения атмосферного воздуха, образующийся при проведении обществом погрузо-разгрузочных работ по перевалке зерновых культур, является стационарным, представляет собой источник вредного воздействия на атмосферную среду, а следовательно, эксплуатация его возможна только при наличии специального разрешения либо включении его в специальное разрешение наряду с другими источниками загрязнения, доказательства чего на момент проверки не представлены. При указанных обстоятельствах в действиях общества имеет место состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса.

Предпринятые обществом после совершения правонарушения меры (меры к прекращению правонарушения) не имеют правового значения, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, не освобождают его от административной ответственности, могли быть отнесены к смягчающим ответственность обстоятельствам (часть 2 статьи 4.2 Кодекса). Обществу назначено минимальное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 Кодекса. Кодекс не допускает возможность применения санкции ниже предела, установленного соответствующей статьей.

Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлены. Представитель общества в судебном заседании подтвердил своевременное извещение общества о совершении процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Всем обстоятельствам дела судом дана надлежащая правовая оценка, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

С учетом изложенного обжалуемый
судебный акт надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2010 по делу N А32-55976/2009-11/1259-75АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

Т.Н.ДРАБО